Подготовил проект концепции организации пассажирского железнодорожного сообщения к чемпионату мира Институт экономики и развития транспорта (ранее «ГипротрансТЭИ», на 100% принадлежит ОАО РЖД). Авторы концепции исходили из того, что железнодорожным транспортом нужно будет перевезти 500 тыс. человек. Документ разбивает решение этой задачи на четыре части. Первая - организация сверхскоростного движения (до 350-400 км/ч) - предусматривает строительство новых железных дорог. Здесь предлагаются три варианта: строительство ветки Москва-Петербург, создание ее и ветки Москва-Нижний Новгород-Казань, а также вариант строительства двух веток с продлением последней до Екатеринбурга.
Вторая часть подразумевает организацию скоростного (до 200 км/ч) сообщения с городами, где будут проходить матчи. В большую часть городов срок доставки пассажиров будет составлять до пяти часов, что позволит использовать поезда с местами для сидения. В те города, куда ехать дольше, будут запущены комфортабельные ночные поезда. Введение скоростных поездов, как уже показал опыт запуска «Сапсана» и «Аллегро», потребует выноса грузового движения с пути их следования. Но для чемпионата мира по футболу вынос движения будет носить скорее временный характер. Концепция предусматривает усиление дублирующих путей, что обойдется не более чем в 10 млрд руб.
Третий блок касается организации интермодальных перевозок, то есть транспортировки болельщиков от аэропортов к местам проведения матчей. В Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Сочи сообщение город-аэропорт либо уже функционирует, либо готовится к запуску. В концепции предложены маршруты строительства железных дорог к аэропортам Самары, Краснодара и других городов.
Заключительная часть проекта анализирует потребности железной дороги в подвижном составе. Кроме 54 поездов Desiro производства Siemens, которые уже будут в России к зимним Олимпийским играм в Сочи (сумма заключенного в 2009 году контракта составляет 586 млн евро), потребуется еще около 100 таких поездов. Большая часть из них будет произведена в России по программе локализации производства. Количество сверхскоростных поездов, основными производителями которых являются Alstom, Bombardier и Siemens, еще не определено. Общая стоимость проекта по организации скоростного железнодорожного сообщения для чемпионата мира также пока не определена. «Если государство примет решение строить все сверхскоростные ветки, итоговая цифра превысит 1 трлн руб.», - считают авторы проекта.
Окончательный вариант документа должен быть внесен в правительство в июле.