События последних четырех лет в Афганистане не могут не вызывать тревоги России и европейских стран, так как эта страна превратилась в мирового монополиста по производству героина - урожаи опийного мака бьют новые рекорды.
Подобное производство невозможно без развитой транспортной инфраструктуры, обеспечивающий доставку химических реактивов, и вывоз готового товара.
На территории Афганистана расположено несколько крупных и вспомогательных военных аэродромов, которые позволяют осуществлять доставку десяти-тридцати тысяч тонн товаров (значительная разница в цифрах обусловлена переменчивыми погодными условиями).
Шесть крупных афганских аэродомов способны принимать тяжелые дальнемагистральные лайнеры типа Ил-76 и C-17 Globemaster III. Семь меньших аэродромов способны принимать среднемагистральные самолеты средней грузоподъемности типа Ан-26, Ан-32 и C-130 Hercules.
К середине 1985 года Советские войска построили или значительно переоборудовали семь аэродромов: Герат (Herat), Шиндан (Shindand), Фарах (Farah), Кандагар (Qandahar), Кабульский международный аэропорт (Kabul International Airport), Баграм (Bagram) и Джалалабад (Jalalabad). Аэродромы в Мазар-и-Шариф (Mazar-a-Sharif), Кундузе (Konduz), Ганзи (Ghazni) и Пол-и-Шакри (Pol-a-Charkhi) были переоборудованы в меньшей степени. Все одиннадцать аэродромов были способны обеспечивать круглосуточные полеты реактивной авиации в любых погодных условиях, хотя Джалалабад (Джелалабад) исплользовался только советскими штурмовыми вертолетами. Самым важными являлись базы в Баграме и Шиндане - на них производился ремонт и техническое обслуживание авиатехники, кроме того, они служили основными базами всего Ограниченного контингента Советских войск в Демократической республике Афганистан. Афганцы на эти базы не допускались.
Баграм, военный аэродром, расположенный в 50 километрах к северу от Кабула, считался критически важной авиабазой в Афганистане, и на нем были сосредоточены основные силы советской авиации. С аэродромов Шиндан и Баграм взлетали советские штурмовики с неизменяемой геометрией крыла для нанесения ударов по площадным целям и по населенным пунктам, служившим опорными пунктами моджахедов. Штурмовые вертолеты, базировавшиеся в Джалалабаде, наносили удары по точечным целям во взаимодействии с наземными силами.
В начале 1990х годов военно-воздушные силы и военно-транспортная авиация Кабула были расположены на пяти аэродромах: Шиндан, Кабул, Кандагар; аэропорты Герат и Мазар-и-Шариф использовались гражданской авиацией. Другие военные авиабазы, в первую очередь Баграм и Джелалабад использовались редко. Гражданские аэродромы также располагались около городов Кундуз, Миамана (Maimana), Шеберган (Shebergan) и Талулкан (Talulqan).
Военно-воздушные силы правительства Раббани нанесли серию ударов по базе Шиндан, захваченной "Хезб-и-Ислами" в августе 1992 года. Расположенные к северу от Кабула, военные авиабазы Чарикар (Charikar) и Баграм (Bagram) были захвачены движением "Талибан" в начале 1997 года. В сентябре 1997 года талибы захватили восточную провинцию Фарах и город Шиндан.
Авиабаза Баграм (координаты: широта 34°56'46"N 34.946139; долгота 69°15'54"E 69.264972) - расположена в провинции Парван (Parvan Province) в 11 километрах на юго-восток от города Чарикар (Сharikar) и в 47 километрах к северу от Кабула. Взлетно-посадочная полоса длиной 3.000 метров была построена в 1976 году и способна принимать тяжелые транспортные самолеты и стратегические бомбардировщики.
В конце 2002 года на территории Афганистана находились более 4.000 военнослужащих США, из которых около 3.000 человек находилось на аэродроме Кандагар, а около 500 на авиабазе Баграм. В конце марта 2002 года американцы начали работы по сооружению стальных ангаров и оборудованию огневых точек по периметру аэродрома. В конце июня 2002 года итальянские, польские и американские инженерные части провели ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Баграм для того, чтобы сделать возможным прием тяжелых транспортных самолетов.
В настоящее время (данные на конец июня 2005 года) база Баграм используется для доставки грузов тяжелыми транспортными самолетами C-17 Globemaster III. На базе находятся более 50 вертолетов, включая транспортные CH-47 Chinooks, штурмовые AH-64 Apache Long Bow и AH-1 Cobra, ударно-десантные UH-60 Black Hawk.