Автобуровые - ямобуры, применяющиеся для различных целей: рытье неглубоких скважин, лунок, отверстий цилиндрической формы и т.д. От буровых установок они отличаются более широким диаметром отверстия и меньшей глубиной бурения (обычно до 10 метров). Сфера применения – благоустройство садовых участков, рытье колодцев, гидрологическая разведка, установка опор линий электропередач, свай фундамента зданий и т.п.
Ямобуры на спецтехнике, или иначе – навесные шнекобуры, различаются, как правило, по базовой технике, на которой они устанавливаются, габаритам и своему предназначению. По данным характеристикам выделяются следующие виды:
- на базе автомобильной техники;
- на базе тракторов, а также погрузчиков и экскаваторов;
- на платформах.
Отдельным видом техники также считаются самоходные ямобурные установки.
Ямобур на шасси автомобиля исторически стал первым видом спецтехники такого рода. Самые первые из них устанавливались на грузовиках ГАЗ-67 и после на ГАЗ-66, причем это сочетание оказалось настолько удачным, что данные установки дослужили до наших дней и до сих пор пользуются устойчивым спросом – например, БМ-320 на шасси ГАЗ-66.
Как правило, автобуровые относятся к мало- и среднегабаритной спецтехнике. Используются они в основном при возведении линий электропередач и связи, для установки рекламных щитов, дорожных знаков и светофоров, заборов, ворот, посадки саженцев деревьев и т.п.
К основным преимуществам ямобуров на базе автомобилей относятся мобильность, высокая проходимость и маневренность в сочетании с малогабаритностью. Такую установку можно быстро перемещать по городу или в условиях бездорожья, при этом за один день можно обслужить сразу несколько строительных площадок, находящихся далеко друг от друга.
Аренда ямобура такого класса очень популярна в России. В основном пользуются повышенным спросом установки БМ-320 (ГАЗ-66), БКМ-317 («Садко»), а также автобуровые японского производства: Mitsubishi, Isuzu, Nissan, Tadano и Hino. Главным плюсом японских машин является то, что они снабжаются крано-манипуляторными устройствами, позволяющими осуществлять погрузку/разгрузку свай и столбов без привлечения дополнительной спецтехники.
Ямобуры на базе тракторов, погрузчиков и экскаваторов
Довольно популярными в России являются также навесные вращатели на тракторах, экскаваторах и погрузчиках. Применение такого типа ямобуров позволяет использовать технику и для других целей, что значительно снижает общие издержки при покупке, хранении и обслуживании спецтехники.
Главное преимущество, это, пожалуй, их неприхотливость в сочетании с проходимостью. Они прекрасно справляются со своими задачами при полном бездорожье – в заболоченных местностях, в областях вечной мерзлоты и т.п.
Наиболее широко распространены установки БМ-205Д на базе трактора МТЗ-82, а также ямобуры производства Auger Torque и DIGGA.
Ямобуры на платформах
Наиболее мощные, в своем классе, устанавливаются на платформы. Применяются они в основном на транспортных и промышленных объектах, а также в условиях Крайнего Севера.
В качестве примеров такой техники можно назвать бурильно-крановую установку БКМ-1501А на базе КРАЗ, БМ-305А на тракторной базе, а также бурильную установку БМ-2501-1, способную бурить отверстия диаметром более метра и глубиной до 30 метров.