В ходе дискуссии Владимир Савчук указал на две основные проблемы пригородных перевозок в России, однако, по словам эксперта, на сегодняшний день нет ясности относительно путей их решения.
В качестве первой проблемы Владимир Савчук указал на отсутствие долгосрочной государственной политики по решению проблемы убыточности пригородных перевозок. Как отметил выступавший, убыточность пригородных перевозок не позволяет ни частным перевозчикам, ни дочерним обществам ОАО «РЖД» планировать ни текущую деятельность, ни разрабатывать планы развития и обновления подвижного состава. «Как можно покупать подвижной состав, если непонятно, как он будет работать через год? Какие будут тарифы, размеры субсидий, будет заказ на перевозки или нет?» - сказал эксперт.
По словам Владимира Савчука, во всем мире пригородными перевозками занимается либо регион, либо государство (федеральное ведомство): они несут ответственность за организацию пассажирских перевозок – размещение заказа, контроль его исполнения, финансирование. Эксперт отметил, что только достижение безубыточности поможет привлечь инвестора на пригородный транспорт. По словам Владимира Савчука, в международной практике благодаря долгосрочным тарифам (3-5 лет) и долгосрочному заказу (франшизе) на 7-21 год бизнес может уверенно планировать свою деятельность. Как заметил эксперт, если субъект РФ заинтересован в развитии конкуренции в пригородных перевозках, то он должен создать условия для привлечения в этот бизнес частных компаний.
Далее Владимир Савчук отметил, что правительство, обозначив реформирование пригородного железнодорожного комплекса, выделив его из состава ОАО «РЖД» и ликвидировав перекрестное субсидирование, не сделало следующий шаг, а именно не обеспечило отрасль источниками инвестиций и покрытия прямых издержек. «Если не будет четкого финансирования закреплённого в федеральном законе, строки в федеральном бюджете, то пассажиры в большинстве регионов так и будут пользоваться несовременным, дорогим и не всегда удобным пригородным сообщением», – сказал эксперт.
Вторая проблема, по словам Владимира Савчука, находится в сфере межсубъектных перевозок. По мнению эксперта, отсутствие четкого регулирования в данной сфере, организации межсубъектных отношений, разграничения зон ответственности субъектов РФ, механизмов распределения финансовой поддержки на пригородные перевозки значительно затрудняют развитие пригородного железнодорожного транспорта.
В заключение Владимир Савчук отметил, что если правительство не задаст четкий вектор развития пригородного сообщения, то в регионах с небольшим пассажиропотоком ситуация будет ухудшаться. «Необходима законодательная база, из которой четко видно, кто и как формирует заказ на перевозки, как распределяются средства финансовой поддержки между перевозчиками, какими способами развивать конкуренцию в данной сфере», – резюмировал эксперт.