Акция протеста была инициирована ростовским региональным профсоюзом авиадиспетчеров, недовольным политикой Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ. Как сообщил «Эксперту Online» Юрий Батагов, согласно подписанному год назад коллективному договору с ФГУП, зарплата авиадиспетчеров должна постоянно индексироваться, однако с 1 апреля 2009 года ничего подобного не происходит. По его словам, руководство корпорации «в ультимативной форме потребовало принять его вариант коллдоговора», на что вынуждены были пойти некоторые небольшие организации авиадиспетчеров юга России. Как пояснил Батагов, руководство ФГУП в субботу подписало новый коллективный договор со своим филиалом «Аэронавигация юга». Но документ не был зарегистрирован Первомайской районной администрацией Ростова-на-Дону, так как признан незаконным. Не зарегистрирован там же пока и вариант, предложенный самими авиадиспетчерами. Поэтому ростовские диспетчеры в знак протеста не покинули рабочие места после ночной смены, объявив о том, что 1 апреля намерены вывести на улицу около 300 своих коллег.
Представитель ФГУПа Андрей Прянишников считает, что ни о какой акции протеста речи не идет, а сами диспетчеры остаются после смены на работе (что приводит к понятным последствиям: ведь количество рабочих мест в башнях строго ограничено), «чтобы изучить положения нового коллективного договора». Он считает, что новый договор предусматривает весь пакет социальных гарантий и льгот.
Однако ростовчан уже поддержали более крупные профсоюзные организации. Сегодня с самого утра к их акции протеста присоединились авиадиспетчерские центры Краснодара, Волгограда, Нальчика, Ставрополя и Минвод. А после обеда, по утверждению Батагова, поступили данные о присоединении к акции коллег из Москвы, Уфы, Оренбурга, Пензы, Горно-Алтайска, Сургута и др. В настоящее время около 40 авиадиспетчеров ночной смены в Ростове-на-Дону, а также по 10?12 их коллег из ночных смен в диспетчерских центрах Краснодара, Волгограда, Нальчика, Ставрополя и Минвод остаются в служебных помещениях вместе со своими работающими коллегами. Как заметил «Эксперту Online» Юрий Батагов, «мы не собираемся ставить вопрос о приостановлении воздушного сообщения по всей стране, но дирекция сама нарушила закон и довела ситуацию до всероссийской акции протеста».
Кстати, авиадиспетчеры юга не первый раз стоят во главе профессиональных акций протеста. В 2002 году ФГУП пошел на повышение заработной платы в размере 13 рублей, что было сочтено за издевательство и вызвало бурю протестов со стороны бастующих. Более тысячи человек отправили в адрес тогдашнего гендира ФГУП Бориса Кушнерука почтовые переводы на 13 рублей с подписью «благодарим за щедрость и заботу о нашем благосостоянии». В 2003 году им удалось добиться от работодателей собственного варианта колдоговора, в котором учитывались различные условия оплаты труда диспетчеров различных регионов. В 2005 году благодаря их стараниям удалось добиться отстранения от должности руководителя «Аэронавигации юга» бывшего военного летчика Валерия Горбенко, которого они обвиняли в попустительстве использованию авиасредств в личных целях, закупке дорогих иномарок, злоупотреблениях его замов из числа военных и пр.
В 2008 году в ответ на очередную акцию протеста в отношении Юрия Батагова Волго-Донской прокуратурой было даже возбуждено уголовное дело в использовании контрафактных компьютерных программ, которое было прекращено. При этом акции протеста неоднократно принимали форму голодовки и уличных пикетов. Каждый раз работодатель на них крайне болезненно реагировал, обвиняя в провокациях лично руководство профсоюза. Но при этом ФГУП всегда был вынужден идти на уступки.