Другой пример. ТК ТС предполагает таможенное сопровождение как меру обеспечения соблюдения внутреннего таможенного транзита. Сегодня сопровождение товаров по территории Белоруссии осуществляется белорусскими нарядами от внешней границы до российских пунктов принятия уведомлений, где транспортные средства переходят под контроль российской стороны. С вступлением союзного кодекса в силу может возникнуть проблема. Территория таможенного союза охватывает три государства: необходимо решить, кем будет осуществляться сопровождение - одним нарядом на протяжении всей перевозки либо потребуется организовать процедуру смены нарядов, закрепив ее нормативными актами.
Также до сих пор остаются неясности с положениями кодекса, относящимися к перемещению товаров под таможенным контролем, оформлению автотранспортных средств физических лиц, перемещению товаров между Калининградской областью и остальной частью РФ и т.д.
Достаточно серьезные претензии к кодексу имеет и бизнес. РСПП уже представил свои замечания и предложения рабочей группе Комиссии таможенного союза (КТС), которая занимается доработкой ТК ТС. РСПП считает одним из наиболее существенных недостатков кодекса отсутствие ясного разделения предметов регулирования таможенного законодательства ТС и национального законодательства государства-участника.
По нормам союзного кодекса национальное законодательство будет применяться лишь в части, не урегулированной законодательством ТС. В подобных случаях в России и после 1 июля будут действовать Таможенный кодекс РФ, постановления правительства и приказы ФТС. Предприниматели опасаются, что неконкретность такого выражения может быть истолкована расширительно. Эти положения разрешают национальным органам государств-участников принимать неограниченное число нормативных актов, действующих только на национальном уровне, что в итоге может привести к значительным национальным различиям в совершении таможенных операций. Бизнесмены предлагают ограничить сферу национального законодательства исчерпывающим перечнем вопросов, подлежащих такому регулированию.
Не менее значимым недостатком нового кодекса, по мнению не только бизнеса, но и других задействованных в процессе сторон, является наличие в ТК ТС большого количества отсылочных норм. Так, более 40 норм содержат ссылки на международные договоры государств-участников ТС, более 50 апеллируют к решениям КТС, наконец, 190 норм отсылают к национальному законодательству. Но больше всего нареканий со стороны участников ВЭД, как и следовало ожидать, вызвал раздел, посвященный таможенному контролю.
Предприниматели считают, что союзный кодекс в отличие от российского «создает неограниченные возможности для таможенного контроля». В частности, недовольство вызывает увеличение срока проведения постконтроля (в течение трех лет вместо одного года), а также возможность проверять любых лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру. Таким образом, любое лицо, в том числе не имеющее отношения к внешнеэкономической деятельности, будучи стороной внутреннего договора, в котором фигурируют товары, впоследствии вывозимые за пределы ТС, может быть подвергнуто таможенной проверке в течение длительного периода времени. Представители РСПП считают, что проведение таких проверок должно быть мотивировано исключительными обстоятельствами (например, указывающими на совершение преступлений).
Особенно резкое отторжение вызывает у бизнес-сообщества положение о неограниченном доступе должностных лиц таможенных органов к сведениям о банковских счетах и операциях с ними любых лиц лишь по факту нахождения у этих лиц товаров иностранного происхождения, в том числе приобретенных на внутреннем рынке (сегодня порядок и условия доступа к банковской тайне таможенных органов регламентированы отдельным законом).
Помимо этих возражений у предпринимателей имеется немало и других замечаний, носящих не столь принципиальных характер: нечетко установлен статус некоторых участников таможенных правоотношений, ряд терминов содержит неясности и т.д. Разумеется, ситуацию нельзя назвать критической, так как за пять месяцев, остающихся до ввода в действие нового кодекса можно устранить если не все, то наиболее острые проблемы. Главное же в процессе законотворчества - совместными усилиями профессионалов таможенного дела и бизнеса обеспечить защиту как участников внешнеэкономической деятельности, так и государства.
Ольга Заикина