Но и председатель оргкомитета чемпионата мира по футболу Алексей Сорокин, и министр спорта Виталий Мутко, и президент ФИФА Йозеф Блаттер заверяют, что Калининград в силу своего особого, анклавного географического положения на карте России примет форум с вероятностью 99 процентов.
Для такой уверенности есть несколько факторов. До стран и городов Евросоюза отсюда небольшие расстояния.
До Гданьска - 100 километров, Вильнюса - 300, Берлина - 500. Особый статус региона говорит о том, что бывший Кенигсберг сможет провести не только две игры группового этапа, но и матчи 1/8, и даже 1/4 финала. Историческая связь этих мест с Германией и Польшей, возможность массового приезда зарубежных болельщиков на автомобилях обещает в дни чемпионата приток туристов, как минимум сопоставимый с численностью Калининграда, - 450 тысяч человек. А возможно, и больше, пишет "Невское время".
Однако инфраструктурная готовность «янтарного» претендента на мировой футбол пока не на высоте. Вице-губернатор Калининградской области Роман Скорый отметил, что для достойной встречи чемпионата потребуется не менее 50 миллиардов рублей - треть всего бюджета оргкомитета ЧМ-18. Но вкладывать большие деньги в инфраструктуру Калининграда, который является европейским фасадом России, однозначно придется, так как состояние здешнего аэропорта, автовокзала, дорог и отелей оставляет желать лучшего.
В июле 2011 года стоимость перелета в столицу и Петербург увеличилась более чем в два раза по сравнению с зимой. Средний ценник в Москву - 12 тысяч рублей, в Петербург - 9 тысяч в одну сторону.
Ремонт аэродромной части Храброво, которая является стратегическим объектом и собственностью государства, медленно, но продвигается. За последние 5 лет за счет федерального бюджета (1,5 миллиарда рублей) капитально отремонтирована и удлинена взлетно-посадочная полоса, а также расширены рулежные дорожки. Вторая очередь реконструкции стоимостью 4 миллиарда бюджетных рублей завершится в 2016 году, что позволит довести пассажиропоток до 5-7 миллионов человек в год.
Старый стадион «Балтика», расположенный в самом центре Калининграда, из-за своих небольших габаритов не сможет подвергнуться кардинальной перестройке и принять ЧМ. По требованиям ФИФА стадион должен иметь площадь не менее 22 гектаров, а «Балтика» в два раза меньше.
Возможности расшириться у действующей арены нет, так как ее соседями являются крупный зоопарк, здание областной администрации и главная городская площадь. Новая арена к чемпионату мира вместимостью 40 тысяч человек разместится в двух километрах от старой, на острове на реке Новая Преголя в микрорайоне «Октябрьский».
- У нас нет футбольного стадиона, отвечающего международным требованиям, и это даже хорошо, - отмечает Роман Скорый. - С учетом жестких требований мировой федерации футбола, особенно с точки зрения безопасности, строительство нового объекта по самым современным технологиям обойдется заказчику гораздо дешевле реконструкции старого. Помимо главной арены, которая начнет строиться сразу после окончательного решения ФИФА и оргкомитета чемпионата в нашу пользу, планируется строительство сразу четырех новых спортивных баз. База - это нечто большее, чем стадион. Рядом с ним появятся пятизвездочный отель и вся спортивно-восстановительная инфраструктура последнего поколения. Таким образом, в отдельно взятом муниципалитете мы выстраиваем спортивный комплекс, который после чемпионата можно использовать не только для футбола.
- Калининграду достаточно арены вместимостью 20, максимум 25 тысяч человек, - рассуждает главный архитектор региона Александр Башин. - Но для матчей чемпионата мира ФИФА требует иметь арену минимум на 40 тысяч мест. В техническом задании мы будем продумывать вариант с разборными трибунами. После чемпионата большую часть территории стадиона город будет использовать как выставочный центр, а на парковке разместятся различные ярмарки. Силуэт, попавший в заявочную книгу, нарисовали местные специалисты, но когда мы будем выходить на конкретику, пригласим либо немцев с их огромным опытом строительства футбольных стадионов к чемпионату мира 2006 года, либо проектировщиков стадиона в Гданьске, в котором пройдет несколько игр футбольного чемпионата Европы 2012 года. Отсюда до Гданьска каких-то 100 километров, и добраться до него быстрее и проще, чем до областных Черняховска или Гусева. Польский Гданьск и станет для чиновников и специалистов площадкой, на которой следующим летом во время Евро-2012 делегация Калининграда будет учиться, как надо организовывать крупные турниры и каких ошибок необходимо избежать.
Александр Башин отметил, что очень важно интегрировать спортивный комплекс на Острове в городскую среду, чтобы он был востребован горожанами и работал не только как функциональный, но и как архитектурный объект. Словом, стал бы визитной карточкой своего градостроительного места.
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в регионе составляет 300 километров на 1 тысячу квадратных километров территории, что в два раза выше, чем в среднем по европейской части России. Однако хорошей пропускной способностью (две полосы в попутном направлении) обладает только одна трасса: Калининград - Зеленоградск протяженностью 25 километров с отворотом к аэропорту Храброво. Пуск этой дороги стал первой очередью так называемого Приморского кольца. Маршрут соединит аэропорт с международным пунктом пропуска Морское на Куршской косе, на границе с Литвой, затем протянется до курорта федерального значения Светлогорск с подъездом к городу Пионерский. Затем трасса пойдет к поселкам Янтарный и Донское, где ведется активное производство солнечного камня и разместится одна из четырех федеральных игровых резерваций, и замкнется в Балтийске. Финансирование Приморского кольца ведется из федерального бюджета, и балтийская КАД на всем протяжении должна быть проложена к 2016 году.
В Калининградской области работает всего 20 международных пунктов пропуска, среди которых только 8 - автомобильных. К чемпионату мира необходимо резко увеличить количество автомобильных терминалов, иначе область превратится в одну сплошную пробку.
Сегодня в Калининграде функционируют около 30 гостиниц, причем среди них нет ни одного отеля класса «5 звезд». К чемпионату мира в столице анклава появятся 50 новых уютных отелей, в основном класса «три звезды» вместимостью по 100-150 номеров каждый.
Самым фешенебельным в бывшем Кенигсберге пока считается 4-звездочный отель «Рэдиссон», а по требованиям ФИФА играющие в конкретном городе команды и официальные лица должны проживать в пятизвездочных. Гостиниц такого класса к 2015 году построят минимум две, причем бизнесмены запланировали сделать это без связи с чемпионатом мира.
В отличие от строительства стадионов и дорог строить гостиницы в янтарной столице будет исключительно частный бизнес. Чиновники, в свою очередь, обязуются подвести к земельным участкам под отели все коммуникации, создать так называемую площадку с розеткой. Но даже при условии, что 50 новых гостиниц в городе будут построены (а в это верится с трудом), суммарный номерной фонд Калининграда не превысит 12 тысяч мест. А ведь доведись, например, сборной ФРГ играть именно в российском анклаве, из Германии могут единовременно нахлынуть 30-40 тысяч человек. Правда, после игры многие сразу отправятся домой. А если нет и болельщикам захочется попить пивка на Куршской косе?
У оргкомитета ЧМ-18 на этот случай разработан план «Б». Маневренным жилищным фондом в дни чемпионата могут стать как круизные лайнеры, так и палаточные городки неподалеку от стадиона, где для футбольных туристов будет подготовлена инфраструктура питания и досуга. Строить палаточные лагеря ФИФА не запрещает, а последний чемпионат мира по футболу в ЮАР показал, что палатки среди неприхотливых в большинстве своем болельщиков пользуются хорошим спросом.