«С 1 января 2012 года запрещается эксплуатация региональных воздушных судов типа Ту-134, Ан-24, Як-40, Ан-2, Ми-8 и пр., не оборудованных системой раннего предупреждения приближения к поверхности земли (СРППЗ или GPWS) и системой предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS), что для Сибири, Якутии и Дальнего Востока будет означать фактическую парализацию транспортной системы регионов, где авиация зачастую является единственным безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90% местных перевозок обеспечиваются на устаревших воздушных судах советского производства. Для региональных авиакомпаний Красноярского края общая сумма затрат на дооборудование парка воздушных судов составит не менее 600 млн рублей, что составляет 25% годового оборота авиапредприятий. При этом, дооборудование одного самолета Ан-24 цена составляет более 10 млн рублей, что превышает текущую рыночную стоимость самолета, говорится в открытом письме на имя главы государства.
Авиакомпании считают, что учитывая низкую рентабельность региональных перевозок (не превышает 1% в год), отсутствие необходимых финансовых ресурсов у авиакомпаний, предлагаемое министерством транспорта решение поставит региональные авиакомпании на грань банкротства.
"Красавиа", "Аэрогео", "Катэкавиа" являются ключевым элементом транспортного сообщения в Красноярском крае. Приостановление полетов может привести к коллапсу и социальному взрыву. Авиапредприятия становятся заложниками сложившейся ситуации - выполнять перевозки они уже не имеют права, а не выполнять - не могут в связи с высокой социальной значимостью. Принятое решение Минтранса по переоборудованию региональных воздушных судов не имеет механизмов и источников его реализации, подчеркивается в обращении.
По данным авиакомпаний, проведенные анализы безопасности полетов показывают, что основной причиной большинства летных происшествий, как правило, является человеческий фактор. Поэтому наличие или отсутствие на борту воздушного судна современных систем не повлияют на безопасность выполняемого полета в случае грубого нарушения летным экипажем летных нормативных и правовых документов.
Одним из условий, обеспечивающих высокий уровень безопасности полетов, является приобретение новых воздушных судов. В настоящий момент ни одна региональная авиакомпания не способна купить новые воздушные суда малой авиации без помощи государства или крупного бизнеса.
Кроме того, критично состояние региональных аэропортов. Средний износ основных фондов превышает 90%, что уже зачастую не позволяет обеспечить безопасное обслуживание пассажиров. При этом к региональным аэропортам предъявляются серьезные требования, финансирование которых неадекватно фактическому пассажиропотоку. Для решения данного вопроса государством было предложено создание на базе социально-значимых региональных аэропортов федеральных казенных предприятий. "Мы считаем, что создание ФКП должно способствовать повышению эффективности деятельности региональных аэропортов. Для сохранения действующей сети региональных аэропортов мы предлагаем значительно упростить требования федеральных авиационных правил к региональным аэропортам, передав часть функций и полномочий по охране и аварийно-спасательным работам специальным структурам: МЧС и Ведомственной охране за счет средств федерального бюджета, как ранее и предполагалось в воздушном законодательстве", - говорится в письме.
Еще одной причиной снижения уровня безопасности полетов, по мнению авторов письма, в России является критическая ситуация с обеспечением авиакомпаний летным персоналом, особенно это касается вертолетчиков. Дефицит летного состава в региональных авиакомпаниях приводит к повышению нагрузок на летчиков, что негативно отражается как на их психофизическом состоянии, так и на состоянии безопасности полетов. Особенно остро кадровый дефицит ощущается на Крайнем Севере края. Причиной тому служат тяжелые, зачастую экстремальные условия труда, а так же отсутствие на Севере нормальной инфраструктуры для жизни и отдыха.
В России сегодня физически отсутствует государственная программа по возрождению и развитию региональной авиации, увязывающая всех участников авиатранспортного комплекса, и включающая реальную поддержку малой авиации, считают красноярские авиаторы.
В связи с перечисленными выше недостатками в развитии малой авиации России, перевозчики предлагают отменить решения Минтранса по дооборудованию устаревших воздушных судов, как неготовое в части механизмов и источников и не отвечающее главным вопросам по реновации парка региональных ВС.
Также авиакомпании Красноярского края предлагают организовать рабочую группу из представителей профильных федеральных министерств и ведомств, территориальных органов власти, ОАК, кредитных учреждений, региональных авиакомпаний, специализированных научных центров и вузов для формирования и дальнейшей реализации "внятной, серьезной государственной программы по возрождению и развитию региональной авиации".
Отреагировала Росавиация. Там ознакомились с письмом авиакомпаний Красноярского края к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, отметили в ведомстве, пишет Aex.ru.
Ключевым моментом письма является просьба отменить решение Минтранса России по обязательному оборудованию с 1 января 2012 года самолётов и вертолётов усовершенствованными системами предупреждения столкновения с землёй и системами предупреждения столкновения в воздухе.
Росавиация отмечает то, что не все авиакомпании Красноярского края разделяют выраженную в письме точку зрения.
«Дата введения в действие в гражданской авиации России требований по оснащению самолётов и вертолётов усовершенствованным пилотажно-навигационным оборудованием была давно известна руководителям авиакомпаний. Эти требования уже вступили в действие для воздушных судов, занятых в международной аэронавигации, и являются важной частью системы планомерных мероприятий по укреплению безопасности полётов», - говорится в сообщении Росавиации.
«Указанные системы предназначены для того, чтобы обычные ошибки не приносили новых катастроф по известным причинам. Другими словами, они призваны существенно снизить риски возникновения катастрофических ситуаций», - добавили в ведомстве.
«Руководители тех авиакомпаний, которые прогнозируют своё сохранение и дальнейшее развитие на авиатранспортном рынке, заблаговременно приняли меры по переоснащению парка воздушных судов и, развивая его, смогут обеспечить выполнение социально значимых перевозок в различных регионах страны», - считают в Росавиации.
Росавиация, считая необходимым укрепление доверия населения к воздушному транспорту, призывает авиакомпании выдвинуть аспекты безопасности полётов в наивысшие приоритеты для всех сторон и организаций, ответственных за функционирование отрасли гражданской авиации.
Росавиация не будет поддерживать просьбы тех авиаперевозчиков, которые, спекулируя на высокой социальной значимости региональных перевозок, не принимают мер по модернизации парка и оборудования воздушных судов в соответствии со стандартами обеспечения безопасности.
Напомним, президент РФ Д.Медведев дал поручение проанализировать вопрос о возможности вывода Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах со следующего года в связи с катастрофой самолета Ту-134 авиакомпании "Русэйр" 20 июня, унесшей жизни 45 человек.
В понедельник, 11 июля, Д.Медведев заявил, что считает целесообразным запретить также полеты самолетов Ан-24 после происшествия с аварийным приводнением Ан-24 авиакомпании "Ангара" на реке Обь.