Несмотря то, что с 1 июля 2010 года правовое регулирование института таможенных платежей претерпело существенные изменения, контрольное задание по перечислению в Федеральный бюджет таможенных и иных платежей ФТС России по итогам 2010 года перевыполнило.
Вступивший в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) определил основополагающие нормы по вопросам уплаты таможенных платежей. В частности, по исчислению таможенных пошлин и налогов, возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установлению сроков и порядка уплаты таможенных пошлин и налогов, установлению размеров подлежащих уплате таможенных платежей, общим принципам декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, особенностям уплаты таможенных пошлин и налогов в зависимости от условий таможенных процедур.
При разработке ТК ТС особое внимание было уделено нормам, направленным на содействие внешней торговле, способствующим повышению инвестиционной активности в российской экономике, упрощению поставок российской продукции на мировой рынок.
Более подробно вопросы установления и применения таможенных платежей с 1 июля 2010 года регламентированы разработанными в целях реализации ТК ТС международными соглашениями государств - членов ТС и решениями Комиссии ТС
Уже разработаны соглашения и решения КТС по следующим вопросам: установления и применения в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение; предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и особенностей уплаты, взыскания и перечисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров; определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин; предоставления льгот по уплате таможенных пошлин; уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами в отношении товаров для личного пользования; по вопросам временного ввоза товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Следует отметить, что вопросы таможенных платежей относятся к тем вопросам, по которым не удалось достичь полной унификации при подготовке ТК ТС. Объясняется это рядом причин, основная из которых связана с тем, что на нынешнем этапе интеграции государств - членов ТС унифицируется только таможенное законодательство.
Сейчас не стоит вопрос об унификации и, пожалуй, даже о гармонизации таких сфер законодательства, как налоговое, гражданское, законодательство о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве. Между тем все эти сферы законодательства находятся в тесной связи с вопросами применения таможенных платежей, в частности, с порядком их уплаты и взыскания. Именно поэтому в разделе II «Таможенные платежи» ТК ТС содержится более 40 отсылочных норм к национальному законодательству.
Отдельно следует остановиться на вопросе применения в ТС вывозных таможенных пошлин, учитывая, что сумма вывозных пошлин составляет более половины от общей суммы таможенных платежей, администрируемых ФТС России.
Пунктом 6 статьи 84 ТК ТС предусмотрено, что порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устана в л и вается международным договором государств - членов ТС. До настоящего времени такой договор не разработан. И таможенными органами РФ применяются ставки вывозных таможенных пошлин, установленные соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Вместе с тем статьей 3 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года предусмотрено, что Комиссия Таможенного союза сформирует сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых законодательством государств -членов ТС предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин с указанием ставок этих пошлин. При этом в соответствии со статьей 77 ТК ТС для целей исчисления вывозных таможенных пошлин должны применяться ставки в отношении товаров, включенных в указанный сводный перечень.
Кроме того, этим Соглашением предусмотрена разработка механизма взыскания вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве - члене TQ на территории которого произведен товар, в случае его вывоза в третьи страны с территории другого государства - члена ТС
В условиях отсутствия сформированного Комиссией ТС сводного перечня у таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан нет правовых оснований для взимания вывозных таможенных пошлин в отношении товаров российского происхождения, вывозимых с территории этих государств - членов ТС в рамках ЕврАзЭС, по ставкам вывозных таможенных пошлин, установленных в РФ. Поэтому вопрос скорейшего вступления в силу соглашения о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин и сводного перечня приобрел особую актуальность.
Продолжение следует...
Рустам Хакимов, заместитель начальника Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования.
Подготовил Артем Королев