Международными соглашениями устанавливаются те нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории ТС.
Комиссия ТС принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: порядок декларирования и форма таможенной декларации, некоторые вопросы применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур), формы документов для таможенных целей, порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Комиссия регулирует также ряд других вопросов.
На национальном уровне таможенные правоотношения регулируются федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства, а также нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы России. Не все нормативные правовые акты ТС приняты и опубликованы, поэтому на сегодняшний день представляется возможным проанализировать лишь ожидаемые изменения в таможенном законодательстве.
Проект Федерального закона о таможенном регулировании прошел только первое чтение в Государственной Думе, и его принятие ожидается в период осенней сессии.
Прежде всего изменилась терминология таможенного законодательства: понятие «таможенный режим» заменено на «таможенную процедуру», «таможенный брокер» - на «таможенный представитель»; контейнер теперь рассматривается как транспортное средство, вместо тер мина «принятие таможенной декларации» в ТК ТС используется термин «регистрация таможенной декларации», вместо «таможенное оформление» - «совершение таможенных операций», понятия «импорт» и «экспорт» будут теперь применяться в отношении продажи/покупки товаров во взаимной торговле внутри ТС и т.д. Некоторые нововведения в терминологии потребуют внесения изменений в смежное законодательство, например в Налоговый кодекс.
Срок выпуска товаров сокращен с трех дней, установленных действующим российским законодательством, до одного дня в соответствии с ТК ТС. В то же время таможенные органы наделены правом при определенных обстоятельствах продлевать срок выпуска товаров до 10 дней. Срок таможенного контроля после выпуска товаров увеличен с одного года до трех лет и будет теперь соответствовать сроку для проведения налоговой проверки.
Установлен принцип «резидентства» в отношении таможенного оформления товаров. Это значит, что российские импортеры смогут предъявлять к таможенному оформлению товары, ввезенные из третьих стран только в таможенные органы России. Это ограничение будет действовать в течение переходного периода, продолжительность которого пока не определена.
Импортная таможенная пошлина будет уплачиваться на счет ТС и затем распределяться между бюджетами стран - участниц ТС в следующей пропорции: 87,97 процента - в бюджет России; 7,33 процента - в бюджет Казахстана; 4,70 процента -в бюджет Белоруссии. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциз будут уплачиваться на национальные счета и напрямую перечисляться в соответствующие бюджеты стран - участниц ТС.
Таким образом, импортеры должны быть особенно внимательны при расчете и переводе денежных средств на конкретные счета, так как механизм зачета средств, относящихся к уплате импортной таможенной пошлины, в счет НДС и обратно применяться не будет.
Во взаимной торговле между странами - участницами ТС НДС будет возмещаться продавцу товаров в одной стране (экспортеру), а покупатель в другой стране (импортер) будет уплачивать НДС налоговым органам своей страны. Ставки НДС остаются на прежнем уровне: 18 процентов в России, 20 процентов в Белоруссии и 12 процентов в Казахстане, и в ближайшей перспективе унификация ставок НДС не предполагается.
Введена давно ожидаемая норма относительно уполномоченного экономического оператора. Российская компания-резидент, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность в течение более чем одного года и не совершившая «серьезных» административных правонарушений, сможет воспользоваться упрощенными процедурами таможенного оформления, которые схожи с упрощенными процедурами, устанавливаемыми в соответствии с действующим российским законодательством (статья 68 Таможенного кодекса РФ). Кроме того, уполномоченный экономический оператор будет наделен правом доставки ввозимых товаров из места пересечения таможенной границы напрямую к месторасположению своего склада без размещения товара на складе временного хранения. Для получения статуса уполномоченного экономического оператора компания должна внести обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 1 миллиона евро, а для производственных компаний и (или) компаний, экспортирующих товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, - в размере 150 000 евро.
В целом, несмотря на некоторые сложности переходного периода (впрочем, естественные для любого процесса объединения), изменения, связанные с формированием ТС, можно рассматривать как позитивный шаг навстречу новым возможностям объединенного рынка.
Галина ДОНЦОВА, руководитель группы таможенной практики