Однако опасаются нововведений не только профессионалы, но участники ВЭД и предприниматели, а также рядовые граждане, далекие от таможенной деятельности.
Их беспокоит ситуация на российско-казахстанской границе. Не станет ли начало деятельности ТС сигналом для атак наркокурьеров, не увеличится ли поток контрабанды, в том числе китайского производства? О том, насколько оправданны эти опасения, а также о некоторых новых процедурах, изменениях в терминологии ТК ТС и о том, как лучше участникам ВЭД подготовиться к работе, беседа с начальником отдела организации таможенного оформления и контроля Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля (ГУОТОиТК) Ларисой КОРШУНОВОЙ.
Договоримся о терминах
- Лариса Павловна, как вы можете оценить готовность таможенных органов в части таможенного оформления и таможенного контроля в настоящее время?
- Проведена большая работа. Подписан договор о ТК ТС, который успешно ратифицирован в Российской Федерации. Дата начала работы ТК ТС - 1 июля. Напомню, что еще в сентябре-октябре 2009 года на Межгоссовете, в рамках подготовки законодательства и проведения необходимых организацион ных мероприятий, были утверждены и подписаны два плана. Один - по российско-казахстанскому, второй -по российско-белорусскому участкам государственной границы в части переноса согласованных видов государственного контроля на внешние границы ТС.
В этих планах были заложены и мероприятия, связанные с таможенным оформлением и таможенным контролем, а именно по подготовке необходимой правовой базы. Законопроекты готовились не только в ФТС России, но в нескольких заинтересованных министерствах и ведомствах. Так, Минтранс обеспечивал вопрос транспортного контроля на внешних границах, Минсельхоз и его подразделение Россельхознадзор - отвечал за законопроект по ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю, Минздравсоцзащиты и его подразделение Роспотребнадзор готовили различные организационные мероприятия и необходимые межправительственные соглашения по организации санитарно-карантинного контроля на внешних границах ТС.
В утвержденных Межгоссоветом планах установлено, что началом применения или началом работы в рамках нового формирования являются условия реализации всех пунктов плана для того, чтобы в полной мере заработали как ТК ТС, так и другие нормативные документы, связанные с вопросами перемещения това ров через государственную, а теперь через таможенную границу ТС.
ФТС России также приняла активное участие в подготовке ряда межправительственных соглашений, которые являются обязательными для вступления в силу ТК ТС. Ведь если говорить о таможенном законодательстве в рамках ТС, то оно состоит из трех частей: ТК ТС, межправительственных соглашений, реализующих отсылочные нормы ТК ТС, а также отсылочных норм, принимаемых Комиссией Таможенного союза (КТС). Все вопросы и принимаемые решения являются обязательными для стран-участниц ТС.
- Что концептуально меняет ся или сохраняется в отношении таможенного оформления и та моженного контроля в ТК ТС по сравнению с ныне действующим российским законодательством?
- У двух участников Таможенного союза - России и Белоруссии - есть еще одно совместное формирова ние - Союзное государство. Это об условило тот факт, что в течение 15 лет последовательно интегрирова лись наши информационные систе мы, законодательство. Так что с Бе лоруссией мы находимся в более тес ном взаимодействии и с максималь но сближенными позициями. И прин ципиальных возражений при под готовке ТК ТС с белорусской сто роны не возникало. С Казахстаном же интеграционные процессы нача лись с принятия решения о форми ровании ТС. То есть плотное взаимо действие с казахстанскими коллега ми по выстраиванию законодатель ства, максимально сближенных по зиций по подготовке различных тех нологий, в том числе и таможенных, началось где-то полтора года назад. Поэтому, безусловно, ТК ТС в полной мере можно назвать компромиссным документом.
Однако при этом российской стороне, ФТС России удалось предусмотреть в ТК ТС достаточно много положений, соответствующих положениям уже действующего Таможенного кодекса РФ. Ведь в свое время наш Кодекс писался на основе Киот-ской конвенции, а это означает, что в нем заложены общие международные принципы и международные подходы, к реализации которых стремятся все европейские страны. В Казахстане тоже проводили такую работу, стараясь максимально учесть базисные принципы Киотской конвенции. Поэтому многие позиции нам привычны и знакомы. Но терминология изменилась существенно, поэтому перестроиться придется и таможенникам, и участникам ВЭД.
Например, привычные по ТК РФ «таможенные режимы» в ТК ТС называются «таможенными процедурами». Кроме того, понятие «таможенное оформление» по ТК РФ в Таможенном кодексе ТС трансформируется в термин «совершение таможенных операций». Так что с 1 июля мы будем говорить не «таможенное оформление и таможенный контроль», а «совершение таможенных операций и таможенный контроль». Понятие «таможенного контроля» сохранено.
Смотри отсылочные нормы
- Есть ли какие-либо отличия в формах таможенного контроля?
- Все те формы таможенного контроля, которые содержатся в ТК РФ, присутствуют и в ТК ТС. Единственное исключение - такое понятие, как «проверка системы учета товаров и отчетности по ним». Это новая форма таможенного контроля. Таможенная ревизия стала называться таможенной проверкой. Соответственно, возникла новая для нас форма - «учет товаров, находящихся под таможенным контролем». То есть, если в действующем Таможенном кодексе РФ -10 форм таможенного контроля, то в ТК ТС - 12. Все остальные, подчеркиваю, соответствуют ТК РФ. Не изменились и формулировки в отношении таможенного контроля, отличие - только в терминологии.
- Что вы можете сказать об отсылочных нормах по национальному законодательству с точки зрения вопросов, связанных с таможенными технологиями и таможенным контролем?
- В 173-й статье ТК ТС содержится отсылочная норма на национальное законодательство государств - членов ТС. Статьей предусмотрено, что порядок и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры, в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, видов транспорта, категорий лиц, перемещающих товары, устанавливаются национальным законодательством государств - членов ТС.
Точно так же и по ряду других вопросов содержатся отсылочные нормы на национальные законодательства. Поэтому сейчас в странах - членах ТС готовятся законопроекты (в России - «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), которые будут реализовывать отсылочные нормы на национальные законодательства. То есть закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» будет определять порядок, федеральный орган и его компетенцию в отношении издаваемых им нормативно-правовых актов, а также будет прописывать те нормы, которые отнесены к национальному законодательству. Законопроект был внесен в правительство, рассмотрен и отправлен на доработку в Минэкономразвития.
- Скорость подготовки, конечно, впечатляет. Но, наверное, при этом пострадает качество? Предусмотрен ли переходный период?
- При разработке в ФТС России этого законопроекта в качестве соисполнителей было определено порядка 19 федеральных органов исполнительной власти. Это, безусловно, осложнило подготовку законопроекта. Ведь у каждого федерального органа своя позиция, мнение, и каждый был нацелен на то, чтобы круг вопросов, который находится в его ведении, был максимально отражен в документе. Сроки в самом деле жесткие. Но это необходимо для того, чтобы с 1 июля можно было обеспечить нормальную работу ТС на российской территории. В этом заинтересованы все участники процесса: таможенные органы, участники ВЭД, перевозчики и лица, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела. Учитывая скорость проработки вопросов, наверное, не удастся избежать технических недочетов. Поэтому для минимизации возможных просчетов предусматривается переходный период. В конце концов, есть таможенные режимы, длящиеся по времени достаточно долго. Кроме того, лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела, свидетельства были выданы на определенный период. Мы не сможем уже с 1 июля обеспечить перерегистрацию каждого. Это только некоторые объективные причины, объясняющие необходимость переходного периода.
Все сходятся во мнении, что ориентировочно потребуется не менее полугода для того, чтобы урегулировать организационные и технические вопросы в рамках Таможенного союза. КТС принято решение, что в РФ будет действовать тот порядок декларирования, который сейчас установлен нормативно-правовыми актами. Соответственно будет применяться бланк ГТД, по которому таможенные органы работают в настоящее время и к которому привыкли участники ВЭД. Этот бланк будет действителен до 1 января 2011 года. Лишь с 1 января 2011 года в полной мере начнут действовать положения ТК ТС в части декларирования.
Кроме того, отсутствие федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», не позволяет начать работу по согласованию, подписанию и утверждению ряда уже разработанных в ФТС России документов, устанавливающих технологии совершения таможенных операций. Некоторые из этих документов требуют регистрации в Минюсте. Даже с этой точки зрения мы окажемся в ситуации, когда переходный период просто необходим.
Граница на замке
- Не возникнет правового ва куума?
- Можно вспомнить ситуацию с всту плением в силу Таможенного кодекса РФ, когда также с 1 января 2004 года многие документы в части непротиво речия продолжали и продолжают дей ствовать и сейчас. Так что объективно мы окажемся в аналогичном положе нии. Но это не означает отказа от пе реработки приказов ФТС России. Дея тельность в этом направлении продол жается. Если вернуться к примеру с де кларированием, то понятно, что с этим связан целый комплекс других вопро сов, в том числе и вопрос информаци онных технологий. В свою очередь, ин формационные технологии надо внача ле создать на бумаге, написать, и лишь потом реализовать в техническом пла не.
Идет интенсивная работа на уровне руководителей таможенных служб и экспертов. Есть поручения техническим службам о проведении работы, направленной на организацию взаимодействия информационных систем таможенных органов. Прорабатываются также вопросы организации информационного обмена между службами до того момента, когда будут единые технологии, позволяющие работать странам - членам ТС в едином информационном пространстве. Эта работа требует времени. К тому же надо учитывать и то, что технические службы находятся в ожидании нормативных документов, необходимых для их дальнейшей работы.
- Стремительность создания Таможенного союза вызывает опасения участников процесса и рядовых граждан в том, что могут возникнуть некоторые просчеты на российско-белорусском, а в большей степени на российско-казахстанском участках границы. Речь идет и о наркотиках, и о беспрепятственном проникновении китайских товаров. Вы разделяете такие опасения?
- С Белоруссией мы живем в Союзном государстве, и между нами в полном понимании этого слова отсутствует государственная граница, хотя на карте она есть. То есть граница не охраняется в том порядке, который предусмотрен законом о госгранице. И на российско-белорусском участке отсутствуют пункты пропуска. Есть пункты принятия уведомлений, решающие в основном технические и технологические аспекты, связанные в том числе и с таможенным контролем.
Иная ситуация с Казахстаном. В отличие от Белоруссии на российско-казахстанском участке понятие «государственная граница» реализовано в полной мере. С 1 июля текущего года будет отменено таможенное оформление на российско-казахстанском участке, но сохранен таможенный контроль. А с 1 июля 2011 года предполагается отменить и таможенный контроль. К этому времени российские таможенники должны будут покинуть пункты пропуска на казахстанском участке. Но пограничный контроль никто не отменяет! Перемещение граждан, товаров, грузов и животных на российско-казахстанском участке осуществляется исключительно через пункты пропуска в соответствии с тем порядком, который установлен законодательством.
Так что государственная граница остается, и работа пограничной службы не претерпит изменений. Меняются вопросы, связанные с таможенным контролем. В ФТС РФ готовится соответствующий проект нормативного правового акта, устанавливающего форму таможенного контроля и функции таможенных органов на российско-казахстанском участке. Мы считаем, что для этого необходим отдельный документ. Все опасения нам известны, они касаются не только возможных проблем с достоверностью декларирования, но и связанных с незаконным оборотом наркотиков, поскольку через Казахстан проходит наркотрафик. Поэтому наша работа будет организована так, чтобы обеспечить максимальный контроль на российско-казахстанском участке границы.
- Как будут взаимодействовать российские и казахстанские таможенники?
- Я уже сказала, что между Россией и Казахстаном есть государственная граница, и в обеих странах есть пункты пропуска. Так будет и в дальнейшем. Тем не менее на российско-казахстанском участке уже осуществляется совместный таможенный контроль. Российские таможенники поделились рядом полномочий и обмениваются определенной информацией для того, чтобы ускорить и упростить вопросы, связанные с пересечением таможенной границы. Безусловно, мы тесно взаимодействуем с Казахстанским таможенным комитетом. С одной стороны важно не потерять эффективность, а с другой - максимально упростить прохождение государственной границы с 1 июля 2010 года на этом участке.
- Что вы можете сказать в отношении радиационного контроля?
ФТС России продолжит обеспечивать радиационный контроль на российско-казахстанском участке границы. Эти полномочия возложены на Федеральную таможенную службу законодательно. Однако с 1 июля 2011 года, конечно, возникнет вопрос, кому эти полномочия передавать? С одной стороны, по ряду иных отраслей российского права, определенные полномочия отнесены на таможенные органы. С другой стороны, если даже эти полномочия будут перенесены на российскую территорию, все равно остается вопрос, а кто будет осуществлять эти полномочия? Как вариант - передача этих полномочий пограничной службе. Вопросы сейчас прорабатываются. Учиться, учиться...
- Как обстоит дело с передовыми таможенными технологиями в рамках ТС? Насколько совместимы наши программные продукты? Каким представляется их будущее в рамках Таможенного союза?
- И электронное декларирование, и вопросы удаленного выпуска будут в зоне особого внимания и после 1 июля. Соответственно остаются и задачи, стоящие перед нашими информационно-техническими службами, касающиеся информационных систем, сопряженных с системами белорусских и казахстанских коллег. Но пока есть некий сдерживающий момент, связанный с принципом резидентства на время переходного периода. Тем не менее работа по организации электронного декларирования, в том числе с использованием сети Интернет, удаленного выпуска товаров будет развиваться. Принцип резидентства позволяет осуществлять эти техноло гии в полном объеме, и участники ВЭД также ориентированы на организацию работы с использованием таких технологий. Пока трудно сказать, когда мы повсеместно перейдем к электронному декларированию на территории ТС. Это комплексный вопрос, требующий доработки всех информационных систем трех стран, организация взаимодействия между системами на всех уровнях.
- Как в ТС будет обстоять дело с предварительным информированием?
- Вопросы предварительного информирования заложены в ТК ТС. В мае 2010 года было принято решение, что на территории Союзного государства с 1 июля 2012 года вводится обязательное предварительное информирование таможенных органов. Так что российские и белорусские таможенники намерены реализовать это решение. К тому же нормативная и техническая базы уже сформированы. Есть и опыт портального решения предоставления предварительной информации с помощью Интернета.
Кстати, с 1 января 2011 года предварительное информирование станет обязательным в рамках ЕС. Это мировая тенденция, отвечающая интересам сторон: таможенных органов и участников ВЭД. Ведь целями предварительного информирования является в том числе ускорение прохождения товаров через таможенные границы, возможность принятия предварительных решений в от ношении тех или иных товаров. Таможенные службы получат возможность организовывать работу, исходя из предварительно принятых решений.
- Оправданны ли опасения участников ВЭД в отношении 1 июля? Скептики ждут неразбе рихи, возникновения проблем с таможенным оформлением... На что бы вы посоветовали участни кам ВЭД обращать сегодня осо бое внимание?
- Конечно, начало полномасштаб ной работы нового объединения вы зовет какие-то проблемы. Не ис ключаю, что поначалу будет нелег ко. Но сейчас надо максимально из учать законодательство, активно пользоваться и порталом КТС, и сай том ФТС России. Внимательнейшим образом следить за нормативно- правовыми актами, изучать их для того, что быть готовыми к решению новых вопросов.
Мне думается, что глобальных проблем не возникнет с учетом решений по переходному периоду. Не претерпят серьезных изменений и сами технологии, в том числе и по прибытию/убытию товаров на территорию ТС. Вместе с тем вызывает беспокойство не полная неготовность нормативной базы. Эта работа ведется сейчас в авральном режиме. Поэтому изучать уже подписанные и изданные нормативные акты необходимо не только таможенникам, но и участникам ВЭД.
Е.Орлов