Как отметили собравшиеся, за короткий срок была проделана огромная работа. И это касается не только таможни, но и других ведомств. В том числе организаций, выдающих разрешительные документы. Сергей Шохин выразил сожаление, что «не все вопросы, связанные с таможенным регулированием, удалось предусмотреть в союзном кодексе, и многие вопросы отнесены на уровень национального закон одател ьства ».
- Мы провели массовое обучение сотрудников, - сказал заместитель руководителя ФТС России Сергей Шохин. - Создан ситуационный центр для помощи таможенникам, где в срочном режиме можно будет уточнять какие-то вопросы.
Организованы «горячие линии» на уровне таможен, региональных таможенных управлений и ФТС для участников ВЭД. Все телефоны «горячих линий» уже вывешены на сайте ФТС и Минэкономразвития.
На момент проведения конференции немало вопросов оставалось без ответа. Не было ясности и по составу ТС. Будет ли он на начальном этапе состоять из трех государств, либо только из России и Казахстана. Не было определенности по некото рым срокам. Также участников ВЭД интересовало, как и по каким документам будет работать таможня. Начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, понимая озабоченность бизнеса, признал, что «ситуация меняется каждый час». Но и он, и его коллеги высказывали уверенность, что ТС быть. Правда, высказывались мнения по поводу корректировки некоторых сроков.
Владимир Ивин напомнил участникам конференции, что формирование ТС началось с первого января 2010 года введением единого тарифа и единых правил нетарифного регулирования. Но с 1 июля 2010 года в этой части появятся изъятия. С этого же времени появятся изъятия, касающиеся таможенного оформления и таможенного контроля, «которые будут сняты с наших внутренних границ не в полном объеме».
Так, на более поздний срок - с 1 января 2011 года, а не с 1 июля 2010 года - сдвигается перенос таможенного оформления и таможенного контроля с российско-белорусской границы. Также с 1 июля текущего года предполагалось снять таможенное оформление с казахстанской границы, оставив только таможен ный контроль. Но теперь «частично таможенное оформление останется и здесь».
Второе изъятие касается разницы в ставках на транспортные средства для физических лиц. Белоруссия оставила за собой право разрешать своим гражданам оформлять эти товары по меньшим ставкам. Россия, по словам Владимира Ивина, не возражает против этого только при условии, что эти товары не будут ввозиться специально для продажи на российском рынке.
- Россия не против, чтобы граждане Белоруссии покупали подержанные иномарки дешевле, - сказал он. - Но мы против того, чтобы под это организовывались схемы для массового ввоза таких товаров на территорию России.
Третье изъятие, по словам Владимира Ивина, «более глобальное» и касается оно таможенного регулирования режима экспорта. Это изъятие, заметил он, скорее всего будет самым длительным, поскольку оно регулируется в основном не ТК ТС, а специальным соглашением. При подготовке соглашения выявились принципиальные разногласия между тремя странами. И их не удалось снять на уровне глав правительств. Ясно, что этого документа «не будет как минимум до конца года», пока не определятся основные параметры блока документов по единому экономическому пространству. Только на этом этапе стороны смогут сблизить позиции.
- Пока позиции всех трех стран различны, констатировал Владимир Ивин. - Разные подходы осуществу-ют не только между РФ и РБ по поводу экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, но каждая страна отстаивает свои позиции по экспортной политике. И в этой части ТК ТС применяться не будет. В России будет действовать национальное законодательство, а именно Таможенный кодекс РФ в части, регулирующей экспортные вопросы. Федеральная таможенная служба готовит разъяснения, поскольку очевидно, что изъятия по экспорту влекут за собой отдельное администрирование всех экспортных режимов.
Все перечисленные изъятия будут касаться администрирования и на казахстанском участке границы. К ним присовокупятся еще 409 товарных позиций, в отношении которых пошлины в России либо совсем не взимаются, либо взимаются по ставкам меньшим, чем в ЕТТ (Казахстан получил право на переходный период при введении единого таможенного тарифа на 409 товарных позиций).
Как заметил Владимир Ивин, на казахстанской границе более комфортная для России ситуация, так как государственная граница сохранена. Пересечение товаров допускается только в установленных пунктах пропуска, с учетом статуса этих пунктов (пассажирские, грузо-пассажирские, многосторонние либо двухсторонние). Все требования по пересечению границы сохраняются, и товары со стороны Казахстана будут перемещаться только через пункты пропуска, в которых таможенные органы будут осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль.
Срок снятия таможенного оформления и таможенного контроля на российско-казахстанском участке границы - 1 июля 2011 года. И пока этот срок не пересматривается. Касается это и других контролирующих ведомств на указанной границе. Ветеринарный, фитосанитарный, транспортный - все эти виды контроля также будут осуществляться как минимум до первого июля 2011 года в полном объеме.
Предполагается, что протокол об изъятиях из ЕТТ президенты трех стран подпишут 5 июля текущего года в Астане (Казахстан). Из этого следует, что таможенные органы будут вынуждены устанавливать статус товаров. То есть каждая грузовая пе ревозка будет контролироваться таможенными органами с учетом наличия в транспортном средстве товаров, которые могут попасть под изъятие. Несмотря на то что изъятий всего три, контролироваться будет весь грузопоток через границу, сказал Владимир Ивин. Это означает, что перевозчикам необходимо иметь документы, подтверждающие статус товара. Если, например, на казахстанской границе при таможенном контроле будет установлено, что этот товар исключительно казахстанского происхождения, то он будет пропускаться без оформления и контроля. Если товар импортный, то возможны два варианта. Первый: товар китайского или иного происхождения выпущен в свободное обращение на территории Республики Казахстан. По представленным документам товар можно идентифицировать, и из этих документов следует, что платежи уплачены по ставкам ЕТТ. Тогда товар также без оформления и контроля пропускается на территорию РФ. Второй: по представленным документам товар невозможно идентифицировать, либо из документов следует, что он прошел оформление по ставкам, отличающимся от ЕТТ, либо товар попадает под категорию товаров, в отношении которых в РФ установлены антидемпинговые пошлины. В этом случае дается возможность этот товар оформить. Это можно сделать или непосредственно при пересечении границы, или ему придается статус товара, находящегося под таможенным контролем. Он помещается под процедуру перевозки товаров под таможенным контролем и направляется по транзиту во внутренний таможенный орган для оформления.
- Если это товар, по которому в РК установлены более низкие ставки, -заявил Владимир Ивин, - то по ТК ТС эти товары имеют статус иностранных товаров, выпущенных условно. И условием выпуска является их не перемещение с территории Казахстана. Если же они приехали к нам в пункт пропуска, это означает, что условие выпуска нарушено. В этом случае в отношении этих товаров будет возбуждено административное производство.
Административное производство возможно как в России, так и в Казахстане, в зависимости от договоренности. Либо российская сторона возвращает эти товары в РК и дальнейшее административное производство ведется там, либо при уплате штрафа за нарушение дается возможность доплатить платежи, оформить товар и везти его дальше.
Большой интерес участников конференции вызвало выступление заместителя начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Олега Ашуркова о проблемах интеллектуальной собственности в рамках ТС. Он проинформировал участников ВЭД о том, что Казахстан уже подписал международный договор о Едином реестре по охране интеллектуальной собственности. На очереди - подписание этого документа другими членами ТС.
Пока не определен орган, который будет его вести. Принцип включения - заявительный. Как предположил Олег Ашурков, скорее всего большая часть товарных знаков все-таки будет защищаться национальными реестрами, а в Едином реестре будут фигурировать транснациональные бренды. В целом в отношении охраны прав на интеллектуальную собственность в рамках ТС ничего не меняется. Во всех странах ТС существуют свои принципы защиты. Что касается ех опчсю, то он отнесен на национальные законодательства. ФТС России в своих предложениях по проекту федерального закона о таможенном регулировании включила этот принцип в законопроект, однако Минэкономразвития этот пункт исключило. Окончательный вариант на момент конференции был неизвестен, поскольку к тому времени закон еще не прошел слушаний в парламенте.
Проекту федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» было уделено особое внимание участников конференции, о чем свидетельствовал ряд презентаций на эту тему и последовавшая затем оживленная дискуссия. За шесть месяцев со дня вступления ЕТТ в силу уже произошли некоторые изменения, связанные не только с устранением чисто технических ошибок. До 5 процентов увеличились ставки ввозной пошлины на поликарбонаты, с 15 до 5 процентов временно снизились ставки ввозных пошлин в отношении отдельных видов бумаги и картона и с 0,3 евро за килограмм до 0,5 евро за 21 килограмм увеличились ставки ввозной пошлины на плавленые сыры.
По соглашению о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года в ТС действует ряд тарифных льгот, в числе которых: товары, помещаемые под льготные таможенные режимы; товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал; транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров; гуманитарная/техническая помощь и иные. Было обращено внимание участников ВЭД на освобождение от уплаты ввозной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов в рамках реализации инвестиционных проектов. Новая льгота действует в отношении беспошлинного ввоза в страны ТС автомобилей, собранных в рамках промышленной сборки в России. Это позволяет получить возможность выполнить требования локализации за счет компонентов, производимых на территории Белоруссии и Казахстана, а также возможность применять новую льготу в отношении иных видов транспорта (автобусов, фургонов, транспорта для перевозки грузов, автокранов). Около 19 компаний, работающих на российском рынке, могут воспользоваться этой льготой.
Участники конференции не оспаривали очевидных выгод от таможенного союза и определенного позитивного момента от «перетряхивания» законодательной базы, регулирующей таможенное администрирование в надежде на то, что новые правила игры будут идти в русле мировых тенденций, а именно по пути таможенного упрощения. Таможенное законодательство должно быть прозрачным, предсказуемым и простым. Одно государство ТС - Казахстан - присоединилось к Киотской конвенции. От того, насколько ТС в целом близко подойдет к принципам Конвенции,будет зависеть успешная работа нового объединения.
Е.Орлов