Впервые на уровне глав государств необходимость создания такого союза была признана в 2006 году, когда её озвучил президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и полностью поддержал президент Российской Федерации Владимир Путин. 6 октября 2007 года на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в Душанбе был подписан соответствующий договор, а 28 ноября 2009 года Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали в Минске документ о создании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства трех стран.
Как разъясняется в специальном письме Федеральной таможенной службы РФ, отныне иностранные товары, прошедшие таможенную процедуру в одной из стран Таможенного союза, получили право свободно обращаться на всей его территории. То же самое касается товаров, произведенных на таможенной территории Белоруссии, Казахстана и России. Иными словами, существовавшие ранее таможенные барьеры между тремя бывшими союзными республиками сняты почти полностью — за весьма немногочисленными исключениями и изъятиями, к числу которых относятся, например, необработанные алмазы, психотропные вещества и т. д.
Существующие оценки экономического эффекта от создания Таможенного союза весьма оптимистичны и даются, как правило, в абсолютных цифрах или в процентах от ВВП трех стран. Так, например, Нурсултан Назарбаев заявил, что к 2015 году совокупный прирост ВВП может достигнуть 15%, то есть составить примерно 400 млрд. долларов для Российской Федерации и по 15—20 млрд. долларов для Беларуси и Казахстана.
Однако эти оценки основаны только на прямых экономических результатах создания Таможенного союза и не учитывают следствия косвенные, «просчитать» которые заранее весьма затруднительно или даже невозможно. Ведь Таможенный союз — всего лишь первый шаг на пути создания Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, Казахстана и России, которое предусматривает унификацию не только таможенного, но и гражданского, а также банковского и налогового законодательства. Синергетический эффект такой унификации может оказаться куда более значительным.
Вторым весьма значимым следствием создания Таможенного союза является возможность его расширения, как в ближайшей и уже обсуждаемой (Киргизия, Таджикистан), так и в более отдаленной (Узбекистан, Украина) перспективе. И если нынешнее увеличение «внутреннего таможенного рынка» для российской экономики составляет примерно 18% (163 млн. человек), а с расширением на всю структуру ЕврАзЭС достигнет почти 24%, то «подключение» Украины и Узбекистана способно создать качественно новую ситуацию — тогда на «постсоветском» пространстве возникнет «общий рынок» минимум с четвертью миллиардов потребителей.
Правда, поскольку Украина и Киргизия уже являются членами Всемирной торговой организации (ВТО), их присоединение к Таможенному союзу ЕврАзЭС, а тем более — к Единому экономическому пространству выглядит сегодня, мягко говоря, проблематичным. Однако в условиях глобального финансово-экономического кризиса ВТО не только демонстрирует свою полную неэффективность (как пример можно привести полный провал Дохийского раунда, а также «торговые войны» между Европой, США и Китаем), но и находится под постоянно растущей угрозой либо глубокой трансформации, либо простого распада.
Кстати, создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России де-факто делает невозможным быстрое вступление этих стран в ВТО, что грозило их экономикам значительными убытками (в частности, для России с её сырьевым экспортом ущерб оценивался примерно в 500 млрд. долларов за первые пять лет пребывания в ВТО).
Стоит также заметить, что единое таможенное пространство трех стран прямо способствует формированию валютной «рублевой зоны», что весьма важно в перспективе вероятной «кластерной» фрагментации мировой экономики.
Но, возможно, самым главным, хотя и не самым очевидным, следствием создания Таможенного союза следует считать восстановление «непрерывности» Транссиба, частично проходящего по территории Казахстана. Теперь эта трасса не только в техническом, но и в правовом отношении полностью готова для того, чтобы стать «великим железным путем», соединяющим Евросоюз со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь — с современной «мастерской мира», КНР. Только на этих перевозках можно будет получать ежегодно свыше 10 млрд. долларов, то есть в 3—4 раза больше нынешних доходов.
На фоне всех этих — явных и скрытых, существующих и перспективных — «плюсов» от создания Таможенного союза, его «минусы», наподобие временного затруднения и ослабления транзитных товарных потоков (так, например, из-за изменения правил таможенного оформления в порту Восточный за две первые недели июля скопилось около 5 тысяч контейнеров), выглядят мелкими и незначительными.
Владимир ВИННИКОВ, "Время Союза"