Организация указывает на ряд существенных обстоятельств, создающих опасный прецедент, когда действия региональных чиновников противоречат прямым указаниям руководства страны и наносят значительный ущерб интересам национальной экономики.
Как следует из обращения, победителем конкурса стоимостью 3,8 млрд руб. на поставку 48 вагонов для питерской подземки, проведенного по заказу комитета по транспорту города, признано ООО «Вагонмаш». Эта компания на 51% принадлежит чешской Skoda Transportation и на 49% - кипрскому офшору «Леонтодон Ридео Лимитед». У этой компании нет в России собственного производства. Производство вагонов, ключевых узлов и комплектующих будет вестись в Чехии. В то же время второй претендент – расположенный в Санкт-Петербурге Октябрьский электровагоноремонтный завод – не был допущен к конкурсу. В итоге, ООО «Вагонмаш» стало единственным участником и победителем тендера.
Решение комитета по транспорту г. Санкт-Петербурга о победе в конкурсе компании, контролируемой зарубежной фирмой, идет вразрез с государственным курсом на импортозамещение и позиции, озвученной Президентом РФ Владимиром Путиным, относительно целесообразности закупки импортного подвижного состава в условиях важности обеспечения заказами отечественных предприятий. А ведь многие заводы стоят перед необходимостью приостанавливать производства из-за отсутствия заказов и принимать решения о вынужденных сокращениях рабочих мест. В результате мы получаем простои отечественных заводов, рост безработицы и социальной напряженности, сокращение налогооблагаемой базы для бюджета.
«Анализ конкурсной документации показал, что в ней отсутствует требования о российском происхождении подвижного состава, - говорит исполнительный директор Национального антимонопольного общества Наталья Аблушева. - Как можно объяснить действия чиновников Смольного, готовых покупать вагоны для метрополитена не в России, а в Чехии, тем более в сложившихся условиях? Почему в конкурсной документации не было заложено условие, что подвижной состав должен быть произведен в России?
«Национальное Антимонопольное Общество» считает необходимым включение такого требования в условия конкурсов, проводимых администрацией города Санкт-Петербурга. Подобная позиция уже сформулирована Министром промышленности РФ Д.В.Мантуровым, который предлагает закрепить требования по российскому происхождению товара или по поэтапной локализации производства на территории Российской Федерации до уровня 70% и руководствоваться ими при проведении конкурсов по закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Требования по локализации приобретают особое значение, когда речь идет о производстве техники и оборудования для предприятий, имеющих стратегическое значение и являющихся объектом повышенной опасности, а именно таким объектом является метрополитен.
Итоги конкурса на поставку нового подвижного состава для метрополитена показывают, что не выполняются и требования руководства региона, где была организована закупочная процедура. Так, в декабре 2014 года на заседании правительства губернатор г.Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко высказал справедливое требование к местным чиновникам следовать жесткой формуле в выборе поставщиков: «сначала закупать отечественную продукцию, и только при ее отсутствии – зарубежное».
По мнению экспертов «Национального антимонопольного общества», действия организаторов конкурса, не учитывающих курса высшего руководства страны на импортозамещение и локализацию производства, особенно в нынешних условиях, недопустимы. Следствием таких действий является прямой ущерб отечественной экономике.
В этой связи «Национальное Антимонопольное Общество» просит председателя Правительства Дмитрия Медведева и других адресатов письма дать оценку действиям комитета по транспорту г.Санкт-Петербурга, а также рассмотреть необходимость включения в условия конкурсов требование о российском происхождении товаров в тех случаях, когда заказчиком выступает субъект Российской Федерации либо предусмотрены иные формы государственного участия в финансировании соответствующих программ.