Вспомним хронологию тех событий, в которой за одну секунду в небе лишились жизней 178 человек.
В тот день в Харьковском центре управления дежурили семь диспетчеров. На более напряженный сектор старший смены Сергеев посадил молодого Николая Жуковского, контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.
Самолёты шли наперерез друг другу под углом 90 градусов на высоте 8400 м в облаках. Жуковский ошибочно посчитал, что оба «Ту» разойдутся. Опасность заметил Владимир Сумской. Он дал команду белорусскому экипажу набрать высоту 9600 метров.
В эфире прозвучало: «Понял…» (позывные прозвучали неразборчиво). Сумской был уверен, что ответили минчане — все нормально, команду выполняют. На самом же деле эти слова принадлежали экипажу другого самолёта, Ил-62, летевшего навстречу, в Ташкент. Через 1 минуту 5 секунд два самолёта столкнулись. Первым про катастрофу доложил командир Ан-2, находившегося в том районе: «В районе Куриловки наблюдаю падение частей самолёта. По-моему, Ту-134».
Два лайнера столкнулись на высоте 8400 м под углом в 135 градусов. Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской.
Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева, а также руководителей более высокого ранга, на суде не было даже в качестве свидетелей.
Все члены футбольной команды «Пахтакор» были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.
Клуб «Пахтакор» из-за этой трагедии в 1979 и нескольких последующих чемпионатах был усилен добровольцами из других клубов. Кроме того, в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение 5 лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге советского футбола.
Р.Абдусаматов