Не случайно в последнее время международное сообщество прилагает значительные усилия и привлекает большие ресурсы для развития международных транспортных коридоров (МТК) стран СНГ. В особенности это касается азиатских государств, поскольку отсутствие доступа к морю и удаленность от мировых рынков приводит к значительному росту транспортных расходов. Так в развитии автодороги Е-40 заинтересованы 9 стран
В то же время государства СНГ имеют большое географическое преимущество - это самый короткий путь между Тихим и Атлантическим океанами, позволяющий осуществлять доставку товаров из Азии через Россию в Европу и обратно.
Исполнительный комитет координационного транспортного совещания государств-участников СНГ (КТС СНГ) совместно с Межправительственным советом дорожников выдвинул идею реализации пространственно-территориального потенциала государств СНГ путем использования модернизированной автомагистрали Е-40 для перевозок в направлении Азия-Европа-Азия по территориям Украины, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Кроме того, в Протоколе о международных дорогах СНГ, принятом 9 лет назад, обозначена сеть автодорог, представляющая собой систему основных и промежуточных дорожных маршрутов, ориентированных по направлениям Запад-Восток и Север-Юг, с ответвлениями и соединительными дорогами. Согласно этому Протоколу, автодороги интегрированы в европейскую и азиатскую системы автомобильных дорог с выходом на морские порты и терминалы.
В направлении Запад-Восток в данном Протоколе в основных маршрутах обозначены в том числе дороги, которые представляют интерес с точки зрения развития Е-40 на территории Средней Азии. Надо отметить, что до XV века Центральная Азия была важной территорией развития мировой экономики. Поэтому, прежде всего в модернизации этого исторического маршрута заинтересованы государства Средней Азии и Кавказа. Нынешний Шелковый путь не является точным повторением былого маршрута движения средневековых караванов. Так в межправительственном соглашении по сети азиатских автомобильных дорог, подписанном в 2003 году, представлены три дороги - АН7, АН65 и АН66, которые местами совпадают с дорогой Е-40 или могут дополнить, развить участки этой дороги по направлениям Афганистан, Иран, Пакистан и Китай. Совершенствование и развитие данной автомагистрали откроет более широкий доступ к услугам порта Актау (Казахстан), а также обеспечит кратчайший и эффективный путь из Европы к портам Ирана и Пакистана, пересекая территорию Узбекистана и Афганистана по Трансафганскому международному транспортному коридору.
Большинство маршрутов международных коридоров в странах СНГ проходят по магистральным дорогам государственного значения. Несмотря на то, что сеть автодорог в основном сформирована, качественные параметры многих дорог и мостов остаются низкими. Поэтому необходимым условием быстрой интеграции автомобильных дорог в европейскую и азиатскую транспортную систему является реконструкция национальных сетей дорог, и в первую очередь, путей, входящих в международные транспортные коридоры.
Модернизация и развитие маршрута Азия-Европа-Азия предусматривает приведение технического состояния участков дороги Е-40 в соответствие с требованиями международных норм и стандартов, необходимое развитие инфраструктуры объектов, продление автодороги до границы с Афганистаном. Многовекторное развитие направлений перевозок грузов и пассажиров дает возможность развивать данный маршрут через Афганистан, Иран и Пакистан до портов Бандар-Аббас, Чабахар и Карачи. Сейчас в Средней Азии и Казахстане хорошими темпами осуществляются работы по совершенствованию участков автодорог.
Для того, чтобы реализовать транзитные возможности коридора Е-40 и стран, через которые он проходит, необходимо решить основные задачи проекта по выработке комплексного подхода к разработке ТЭО инвестиционной модели.
В данном случае можно выделить несколько блоков проблем, требующих исследования. Во-первых, технические параметры развития участка коридора Е-40 согласно ожидаемым интенсивности, грузонапряженности и другим прогнозируемым параметрам. Во-вторых, нормативно-правовое обеспечение на местном, межнациональном уровне и его соответствие существующим и потенциальным потребностям транзитного коридора. В-третьих, технологическое обеспечение транзитного коридора, включая создание инфраструктуры, условий по информационному обеспечению и сервисных центров. И, наконец, институциональная база, рассматривающая оптимизацию существующих бюрократических процедур с предложением схем реализации, механизмов и вариантов финансирования.
Учитывая значение международных транспортных коридоров для укрепления экономических связей между государствами-участниками СНГ, КТС СНГ считает целесообразным создание межгосударственного фонда развития таких коридоров на территории СНГ при активном участии частного капитала. Источником формирования фонда могут быть ежегодные отчисления стран-участниц. За счет этих средств можно осуществлять мониторинг состояния дорог, содействовать созданию крупных специализированных лизинговых компаний, представляющих в долгосрочную аренду современную дорожную технику и транспортные средства, финансировать научно-исследовательские и инновационные проекты по оптимизации и развитию международных коридоров.
Коридор Е-40: Франция (Кале-Остенде-Гент), Бельгия (Брюссель-Льеж), Германия(Ахен-Кельн-Ольпе-Гиссен-Бад-Херсфельд-Херлесхайзен-Эйзенах-Эрфурд-Гера-Кемнитц-Дрезден-Герлиц), Польша (Легница, Вроцлав, Ополе, Гливице-Краков), Украина (Пшемысль-Львов-Ровно-Житомир-Киев-Харьков-Луганск), Россия (Волгоград-Астрахань), Казахстан (Атырау-Бейнеу), Узбекистан (Кунград-Нукус-Дашховуз-Бухара-Навои-Самарканд-Джизак-Ташкент), Казахстан (Чимкент-Джамбул-Алматы-Сары-Озек-Талды-Курган-Ушарал-Ташкескен-Аягуз-Георгиевка-Усть-Каменогорск- Риддер), граница РФ, граница КНР.
Т.Рустамов