Цель программы заключается в активизации экономического роста, повышения уровня жизни в Центральной Азии. Программе оказывается поддержка со стороны шести международных организаций: АБР, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Программа развития ООН и Всемирный банк.
В число других целей входят улучшение выработки, управления и совместного использования природных ресурсов региона, а также усиление приверженности региональному сотрудничеству заинтересованных сторон. В части задач самыми важными являются снижение торговых барьеров, создание эффективных транспортных систем, обеспечение энергетической безопасности, сотрудничество в области охраны окружающей среды.
В феврале 2007 г. АБР начал реализацию проекта регионального технического содействия в транспортном секторе ЦАРЭС. Разработка стратегии транспортного сектора (СТС ЦАРЭС) является важным шагом в реализации Комплексного плана действий, одобренного в ходе пятой Министерской конференции ЦАРЭС в декабре 2006 года. В частности, стратегией в сфере транспорта определены следующие приоритетные направления сотрудничества между странами-членами:
- гармонизация и упрощение межграничных транспортных процедур между странами-членами ЦАРЭС для содействия перемещению пассажиров и грузов;
- гармонизация транспортных положений среди стран-членов ЦАРЭС для создания равных условий для транспортных операторов и стимулирования эффективности оказываемых услуг;
- развитие и улучшение региональных и международных транспортных коридоров для связи производственных центров и рынков внутри стран-членов ЦАРЭС и улучшения их доступа к соседним регионам и рынкам;
- модернизация железных дорог для продвижения эффективных услуг путем участия частного сектора и улучшения корпоративного управления;
- улучшение финансирования и управления в секторе для обеспечения развития, эксплуатации и надлежащего содержания региональных транспортных сетей;
- либерализация подсектора гражданской авиации с концентрацией усилий на принятии двусторонних соглашений с использованием общих законодательных положений и с видом на расширение субрегиональных соглашений.
Исследование проводится в два этапа: первый этап - оценка развития транспорта в регионе, вопросов и препятствий и второй этап - разработка стратегии транспортного сектора ЦАРЭС. Основополагающими целями стратегии транспортного сектора ЦАРЭС являются:
- создание конкурентоспособных транспортных коридоров по региону ЦАРЭС;
- содействие эффективному передвижению пассажиров и грузов;
- разработка безопасной и ориентированной на людей транспортной системы, доступной и обеспечивающей охрану окружающей среды. В рамках разработки стратегии транспортного сектора ЦАРЭС были проведены 3 консультационных семинара - 15 марта 2007 г. в Алматы (Казахстан), 4-5 июля 2007г. в Маниле (Филиппины) и 30-31 января 2008 г. в Ташкенте.
По итогам заседаний были согласованы транспортные коридоры, определенные на основе оценок фактических и прогнозируемых объемов торговли и перевозок, региональных транспортных сетей. В частности, по территории Республики Узбекистан пролегают транспортные коридоры, соединяющие страны Южной Европы с Китаем (Каракалпакия - Нукус - Учкудук - Навои - Самарканд - Хаваст и Коканд - Андижан), Российскую Федерацию со странами Ближнего Востока (Ташкент - Самарканд - Бухара
- Ходжадавлет и Карши - Термез), а также страны Европы и Россию с портами Ирана, Пакистана и Индии (Каракалпакия - Нукус - Навои - Бухара - Термез и Ташкент - Хаваст).
Особое внимание было уделено вопросу гармонизации региональных транспортных положений и приграничных соглашений. Выделены следующие приоритетные направления: рационализация региональных соглашений по автомобильным перевозкам, формирование единых рамок тарифов и сборов на автомобильных и железных дорогах, гармонизация весовых параметров автомобильного транспорта, усиление мер безопасности региональных перевозок, сокращение задержек в пунктах пересечения границ.
Немаловажное значение в стратегии уделено вопросам идентификации нужд стран-членов программы в конкретных инвестиционных проектах и проектах технического содействия, направленных на практическое решение основных целей стратегии. Подробная информация по инвестиционным проектам и проектам технической помощи представлена в отдельном разделе «План действий и реализация».
Следует отметить, что за более чем десятилетнее сотрудничество Республики Узбекистан с Азиатским банком развития в сфере транспорта было профинансировано 3 инвестиционных проекта на 190 млн. долл. США и 10 проектов технического содействия на 5,85 млн. долл. США соответственно.
АБР в 1998 г. поддержал планы ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» по развитию системы железных дорог, по которым осуществляется основная часть пассажирских и грузовых перевозок. Банк предоставил два займа на общую сумму 140 млн. долл. США. Половина из них была выделена на восстановление 320-километрового участка железнодорожного пути между Ченгельды и Самаркандом, который был определен специалистами как несущий наибольший объем железнодорожных перевозок. В частности, здесь были заменены рельсы со шпалами. Вместо устаревших были уложены удлиненные безстыковые рельсы, при укладке которых использовалась специальная сварочная технология, уменьшающая шум от стука колес.
70 млн. долл. было направлено на реализацию проекта модернизации железных дорог по восстановлению 341 км железнодорожных путей по направлению Самарканд - Бухара - Ходжадавлет и участки второй линии между Джизаком и Самаркандом. Для укладки рельсов и эффективной эксплуатации железнодорожных путей была закуплена современная техника, установлены устройства оптико-волоконных систем телекоммуникаций и связи.
В декабре 2007 г. Советом директоров АБР принято решение о предоставлении займа на 75,3 млн. долл. США на реабилитацию двух участков автомагистрали А-380 общей протяженность 131 км. В дополнение к займу АБР правительство Узбекистана также инвестирует 98,2 млн. долл. США.
В 2008-2018 гг. в рамках стратегии в странах-членах программы ЦАРЭС, в том числе и Узбекистане, предлагается к реализации в общей сложности 81 инвестиционный проект и 45 проектов технической помощи с предварительной сметной стоимостью 18,7 млрд. долл. США и 50,1 млн. долл. США соответственно.
Необходимо отметить, что сотрудничество Республики Узбекистан в рамках стратегии транспортного сектора ЦАРЭС имеет тенденцию поступательного развития на равноправной и взаимовыгодной основе и в перспективе позволит привлечь существенные объемы иностранных инвестиций на развитие транспортной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и транспортно-транзитного потенциала республики и региона в целом.
Р.Абдусаматов