Москва. "ПортаL"Уже много было сказано о неконкурентоспособности Калининградского транспортного узла и проблемах Калининградского транзита. Однако, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что проблематика вопроса лежит на поверхности – непомерно высокие тарифы на транспортировку грузов по территориям соседних государств – Литвы и Белоруссии. Тарифные трения между литовскими, белорусскими и российскими железнодорожниками идут уже не первый год, однако если с 2001 года до середины 2008 года на Калининградском направлении шел рост объемов перевозок, то, начиная с середины 2008 года, начался резкий спад.
Принимая во внимание ежегодную индексацию железнодорожных тарифов по всем территориям следования груза, а так же понимая и оценивая возможные негативные влияния мирового кризиса на дальнейший грузооборот регионального транспортного комплекса, ООО «Карго Сервис» при поддержке Правительства Калининградской области и ОАО «РЖД» инициировала целый ряд встреч и переговоров, направленных на снижение транспортной составляющей для российских грузоотправителей изначально работающих через портовый комплекс региона и перенаправивших свои грузопотоки на альтернативные Российские порты Северо-Западного бассейна.
Мы нашли понимание и хотели бы выразить благодарность нашим Литовским и Белорусским коллегам за адекватную оценку сложности ситуации с объемами грузоперевозок на Калининградском направлении и готовность идти навстречу. Ведь ясно всем - без Калининградского транзита лучше не будет ни Литовским, ни Белорусским партнерам, ни Российской Федерации.
Так 16-17 июня 2009 года на базе Калининградского портового комплекса было организовано совещание с представителями крупнейших российских металлургических комбинатов и Литовских железных дорог для выработки конструктивных предложений по решению вопроса установления благоприятных транзитных тарифов на перевозки грузов в адрес Калининградского транспортного узла.
Была достигнута договоренность о введении с 01 июля 2009 года пониженных тарифов по территории Литвы на перевозку металлургической продукции (ОАО «Тулачермет», ОАО «НЛМК», ОАО «ОЭМК») от 25 до 35 %.
15 июля 2009 года в г.Минск была организована встреча с руководством Белорусской железной дороги. По итогам встречи так же достигнута договоренность о введении с 01 августа 2009 года на перевозку металлургической продукции указанных выше грузоотправителей транзитных тарифов по Белорусской железной дороге на уровне действующих в России, исходя из равной стоимости одного тонно-километра. Снижение тарифной нагрузки по сравнению с 01 января 2009 года составило до 50%.
Более того, мы договорились о дальнейшей работе по созданию конкурентоспособных условий на Калининградском направлении и по другим номенклатурам грузов.
Казалось бы – все нормально, договоренности исполнены, транспортные издержки снижены, грузовладельцы готовы идти в порты области, т.к. Калининградское направление по уровню тарифов сравнялось с направлением на порты Ленинградской области.
Однако, как гром среди ясного неба, 03 августа текущего года Литовская сторона в одностороннем порядке отменяет скидку на перевозку чугуна ОАО «Тулачермет». На обращения грузовладельца и Правительства Калининградской области с вопросом – что происходит, до сегодняшнего дня не получено ни одного официального комментария.
Хотелось бы сказать, что в процессе переговоров мы видели и чувствовали невероятное лоббирование интересов Клайпедского порта. Ни одно решение Литовских железных дорог не принималось без учета мнения Министерства транспорта и коммуникаций Литовской республики и порта Клайпеда.
Но ведь вот что интересно - Литовская железная дорога перевезла в 2008 году 52-53 миллиона тонн грузов, из которых 18-19 миллионов тонн - это грузы из Калининграда или в Калининград. Но по выручке это дало им 45%. Можно посмотреть, каким образом так получается. Перевозка 1 тонны чугуна стоила в калининградском направлении 12$ при расстоянии транзита 236 км. И точно такая же тонна чугуна до Клайпеды при транзите на 450 км обходилась в 8$ за тонну. Видите разницу?! Казалось бы, расстояние меньше, и стоимость должна быть меньше. На деле же выходит, что литовские железнодорожники за сч?т калининградского направления дотируют клайпедское. Очевидно, что перевозки на Калининград для Литовских железных дорог, как коммерческой структуре, интереснее, чем перевозки на Клайпеду.
Понятно, что каждое государство защищает интересы собственного транспортного комплекса, однако от выставления взаимных препятствий, будь то заградительные или дискриминационные тарифы, никто не выиграет. Наоборот, есть предпосылки к тому, что мы не только не сохраним, а потеряем и то, что имеем на сегодняшний день.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы призвать всех участников транспортного процесса не принимать скорополительных решений, которые зачастую ставят под угрозу выполнение достигнутых договоренностей и негативно сказываются на конкурентоспособности Калининградского направления, подрывают имидж и репутацию сторон принимающих участие в процессе переговоров.
Учитывая специфику и геополитическое положение Калининградской области нам необходима выработка Россией, Литвой и Белоруссией сбалансированной и справедливой тарифной политики при перевозках в адрес Калининграда. Необходимо продолжить и направить в конструктивное русло трехсторонние переговоры для достижения обоюдовыгодных результатов, отметя все взаимные претензии и разногласия, поставив во главу угла интересы в первую очередь грузовладельцев, само собой не забывая об интересах всех сторон участвующих в транспортировке.
Нам нужна поддержка федеральных властей в принятии решений, направленных на восстановление конкурентоспособности Калининградского региона, т.к. несмотря на все усилия решить проблему Калининграда на местном уровне не представляется возможным.
Правительству РФ, Минтрансу, ФСТ совместно с "РЖД" обратить внимание на самый западный регион Российской Федерации расположенный в окружении стран Евросоюза и разработать комплексную программу развития региона.
Ведь Калининград – это не отдельное государство – это часть, и очень важная стратегическая часть Российской Федерации. Все должны об этом помнить и принимать максимум усилий для того, что бы регион существовал и развивался.