Калининградская область имеет довольно развитую сеть автомобильных дорог общего пользования, протяжённость которой составляет 4 660,2 км (в том числе федерального значения – 203,8 км и 4 456,4 км – регионального значения). По плотности сети (324 км на 1 000 км2) в несколько раз превышает аналогичный показатель в среднем по России (67 км на 1 000 км2). Однако 80% трасс – довоенной постройки, их параметры не соответствуют, в основном, современным требованиям.
В связи с этим одной из главных задач является создание в области опорной сети автодорог международного класса с одновременным поддержанием в надлежащем порядке существующих дорог, с учётом что по территории области проходят два ответвления трансъевропейских транспортных коридоров: №1-А «Рига-Калининград-Гданьск» и №9-Д «Киев-Минск-Вильнюс-Калининград».
Для реализации данной задачи был разработан План развития сети автомобильных дорог Калининградской области до 2015 года с учетом федеральных целевых программ «Развитие Калининградской области до 2015 года» и «Модернизация транспортной системы России» (подпрограмма «Автомобильные дороги»)», предусматривающий дальнейшее развитие двух ответвлений трансъевропейских транспортных коридоров №1-А и №9-Д, строительство обходов городов, автомобильных дорог, ведущих к международным автомобильным пунктам пропуска с Республикой Польша и Литовской Республикой, курортам федерального значения и морским портам, туристско-рекреационным зонам.
В соответствии с этим Планом за последние несколько лет введены в эксплуатацию ряд важных дорожных объектов: Продолжено дальнейшее развитие ответвления трансъевропейского транспортного коридора 1-А «Рига-Калининград-Гданьск»:
- В соответствии с межправительственным российско-польским Договором о развитии маршрута «Калининград-Эльблонг» завершена реконструкция1-ой очереди автомобильной дороги «Калининград-Мамоново II (пос. Новосёлово) - граница Республики Польша» протяжённостью 39,1 км, завершено устройство разделительных полос на этой трассе перед многосторонним автомобильным пунктом пропуска «Мамоново 2» на границе с Польшей. В настоящее время в рамках Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнёрства «Литва-Польша-Россия 2007-2013 гг.» ведётся реконструкция участка автодороги и строительство нового мостового перехода (т.н. «Чёртов» мост).
- с целью дальнейшего развития этого коридора, согласно Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области до 2015 года» в 2010 году завершено строительство 1-й очереди автомобильной дороги «Южный обход г. Калининграда», которая соединила федеральную автомобильную дорогу А-229 «Калининград-Черняховск-Нестеров до границы с Литовской Республикой» с российской частью маршрута Калининград-Эльблонг - автодорогой «Калининград-Мамоново II (пос. Новосёлово) - граница Республики Польша», где в декабре 2010 года завершено строительство многостороннего автомобильного пункта пропуска Мамоново 2 (Россия) – Гжехотки (Польша), и данная трасса приобрела статус международной.
- в настоящее время силами ОАО «УСК Мост» подходят к завершению работы по реконструкции 1 очереди мостового перехода через реку Старая и Новая Преголя на Южном обходе г. Калининграда – строительству нового моста рядом с существующим с тремя полосами движения. В декабре 2013 года по нему было открыто рабочее движение. В составе ответвления трансъевропейского транспортного коридора №1-А «Рига-Калининград-Гданьск» это было одно из самых узких мест. Существующий мост протяжённостью 653,3 п.м., построенный в 1937 году и разрушенный во время военных действий в январе 1945 года, был частично восстановлен в 1963 году. Он не отвечал современным требованиям, имел ограничения по нагрузкам, габарит 7 м, отсутствовал пешеходный тротуар. После завершения работ по строительству нового моста в 2014 году, планируется продолжить реконструкцию существующего старого моста по параметрам Iб категории под три полосы движения.
- в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» ведётся строительство обхода г. Советска с мостовым переходом через р. Неман с км 51 по км 61,4 федеральной автомобильной дороги А-216 «Гвардейск-Неман до границы с Литовской Республикой» протяжённостью 11,87 км. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики ведётся строительство моста через р. Неман между городами Советск и Панемуне и подходов к нему. Работы ведутся синхронно с литовской стороной с планируемым окончанием строительства в 4 квартале 2014 года.
Для реализации транзитного потенциала области предусматривается реконструкция федеральных трасс с доведением их до параметров I категории и 4-х полос движения, строительство обходов крупных городов: Черняховска, Нестерова, Талпаки с целью исключения движения транзитного грузового движения через городскую уличную сеть.
Существующая автомобильная дорога «Калининград-Черняховск-Нестеров до границы с Литовской Республикой» является основной магистралью Калининградской области, имеет протяжённость 142,4 км, из них 35,3 км – I-б категории и 107,1 км – II категории. Ранее на трассе А-229 завершено строительство обходов городов Гвардейска и Гусева, строительство двух транспортных развязок в разных уровнях на км 38 и км 48, выполнен капитальный ремонт участка автодороги от пос. Талпаки до пос. Междуречье протяжённостью 12,36 км.
В составе маршрута №9-Д «Киев-Минск-Вильнюс-Калининград», куда входит автомобильная дорога «Калининград-Черняховск-Нестеров до границы с Литовской Республикой» завершено строительство обхода пос. Чернышевское протяженностью 3,26 км к новому многостороннему автомобильному пункту пропуска Чернышевское (Россия) - Кибартай (Литва) и участок трассы от погранперехода до границы с Литовской Республикой протяжённостью 0,38 км. В настоящее время в целях развития трассы ведутся работы по реконструкции участка автодороги с км 8 по км 25 протяжённостью 17 км под I-б категорию с 4 полосами движения. В 2008 году в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие Калининградской области» завершено строительство обхода г. Багратионовска протяжённостью 7,9 км, ведущего к многостороннему автомобильному пункту пропуска Багратионовск (Россия) – Безледы (Польша).
Принципиально важным для развития Калининградского региона является Кольцевой маршрут в районе Приморской рекреационной зоны. Целью реализации данного проекта является обеспечение развития Приморской рекреационной зоны и использование её потенциала в экономическом развитии области. Маршрут соединит между собой реконструируемый международный аэропорт «Храброво», курорт федерального значения Зеленоградск и туристско-рекреационную зону на Куршской косе с международным пунктом пропуска в районе Ниды (Литовская Республика), пролегает в 3-4 км от береговой линии Балтийского моря до курорта федерального значения Светлогорск с подъездом к г. Пионерский, где размещается Государственная резиденция Российской Федерации, пройдёт по западной части полуострова с подъездами к пос. Янтарный и Донское (янтарное производство), обеспечит подъезд к г. Балтийску. Город Балтийск является важнейшим форпостом России, одновременно в целях развития торгового мореплавания и создания надёжной независимой транспортной связи российского эксклава (Калининградской области) с основной территорией Российской Федерации в акватории бассейнов №3 и №4 действуют три паромных линии: грузопассажирская – Балтийск-Санкт-Петербург, железнодорожно-паромные линии – Усть-Луга–Балтийск и Балтийск-Засниц (Германия). Решается вопрос строительства глубоководного порта с учётом обработки океанических судов (включая обслуживание потоков контейнеров из стран Юго-Восточной Азии). Маршрут позволит соединить г. Балтийск, г. Светлый с расположенным там крупнейшим предприятием по переработке сои, транспортным нефтяным терминалом Лукойла с г. Калининградом и дальнейшим выходом через Северный и Южный обходы г. Калининграда на ответвления трансъевропейских транспортных коридоров 1-А «Рига-Калининград-Гданьск» и 9-Д «Киев-Минск-Вильнюс-Калининград» и федеральную сеть автомобильных дорог: «Калининград-Черняховск-Нестеров до границы с Литовской Республикой» и «Гвардейск-Неман до границы с Литовской Республикой».
Общая протяжённость трассы – 184 км, из них: длина прибрежного маршрута по основной дороге составит 84 км, длина подъездов – 54,55 км, длина Северного и Южного обходов г. Калининграда – 45,45 км.
В 2009 году завершено , соединившей областной центр с международным аэропортом «Храброво», федеральным курортом «Зеленоградск», Куршской косой, ведущей к погранпереходу с Литовской Республикой. Протяжённость участка дороги – 26,7 км, категория автодороги – I-б, количество полос движения – 4, пересечение с автомобильными дорогами – в разных уровнях с устройством транспортных развязок и освещением. В июле 2012 года завершено строительство следующей очереди Кольцевого маршрута – автодороги от подъезда к г. Светлогорску до подъезда к г. Зеленоградску общей протяжённостью 25,66 км с подъездом к г. Пионерский, где размещается Государственная резиденция Российской Федерации и курорту федерального значения - г. Светлогорску.
На сегодняшний момент за счёт областного бюджета разработана проектная документация на следующий участок трассы кольцевого маршрута – на участке от транспортной развязки на подъезде к г. Светлогорску до автодороги «Переславское-Круглово» и получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» (Санкт-Петербургский филиал). В состав кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны II очередью входит автодорога «Северный обход г. Калининграда». В настоящее время генеральной проектной организацией ООО «Проектно-изыскательский институт «Промтранспроект» (г. Вологда) ведутся проектные работы по реконструкции этой трассы. Общая протяжённость – 24,1 км. Проектирование 1 этапа, протяжённостью 10,3 км, завершилось в текущем году. Данное направление имеет принципиально важную роль в предстоящей подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Из крупных искусственных сооружений завершено строительство мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя непосредственно в г. Калининграде, общей протяжённостью 1,88 км, в том числе мост – 880 п.м.
С целью закольцовки автомобильного движения вокруг г.Калининграда планируется строительство мостового перехода через Калининградский залив и судоходный канал. Длина перехода составляет 7,0 км, в том числе эстакадная часть – 5,6 км.
Как известно, в Калининградской области намечается проведение матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году, в связи с чем подготовлена большая программа строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и уличной сети областного центра. Об этом рассуждает Александр Рольбинов - представитель Правительства Калининградской области.
Завершение строительства кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны, в том числе от г. Балтийска до г. Калининграда, реконструкция Северного обхода г. Калининграда, реконструкция трассы «Калининград-Мамоново II (пос. Новосёлово) – граница Республики Польша» и мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя на Южном обходе г. Калининграда, а так же развитие федеральной сети автомобильных дорог региона и уличной сети областного центра является принципиально важной задачей для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининградской области.
В целом строительство новых современных автомагистралей будет способствовать дальнейшему развитию экономики региона, развитию туризма, привлекательности нашего региона в международном плане.