- Назип Ахметзакиевич, наша беседа проходит накануне юбилейной даты - 20-летия со дня создания Северо-Западного таможенного управления. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, с чего все начиналось?
- Без преувеличения можно сказать, что Северо-Западный регион мог бы по праву претендовать на лидерство в становлении и развитии таможенного дела в России. Ведь именно здесь зарождалась торговля России с зарубежными государствами. Через Колу и Мурманск, Архангельск, Великий Новгород и Псков проходили основные северные торговые пути. Здесь 420 лет назад была создана Архангельская таможня. Санкт-Петербург 300 с лишним лет назад «открыл окно в Европу». И если верить преданию, то первое торговое голландское судно, зашедшее в устье Невы, лично «растомаживал» сам царь Петр I. Поэтому символично, что управление таможенными органами Северо-Западного региона сосредоточено в городе на Неве. Свое второе рождение таможенная служба Северо-Запада обрела в 90-е годы минувшего века. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 21 апреля 1990 года «О мерах по совершенствованию управления таможенным делом в СССР, укреплению материально-технической базы таможенной системы, развитию ее социальной сферы» 10 мая 1990 года было образовано Северо-Западное управление государственного таможенного контроля СССР, ныне Северо-Западное таможенное управление. Оно является первым по времени создания и одним из крупнейших в стране. С начала работы перед управлением, в штате которого тогда находилось всего 42 человека, стояли серьезные задачи по созданию в регионе развитой таможенной инфраструктуры, подготовке высококвалифицированных кадров, строительству, реконструкции и модернизации пунктов пропуска.
- Что представляет собой Северо-Западное таможенное управление сегодня?
- На сегодняшний день в структуру СЗТУ входят 16 таможенных органов,117 таможенных постов. Более 12 500 тысяч таможенников Северо-Запада защищают экономическую безопасность страны на воздушных, водных и сухопутных рубежах. Регионом деятельности Северо-Западного таможенного управления является территория Северо-Западного федерального округа общей площадью 1679,1 квадратного километра, в который входят 11 субъектов Российской Федерации: республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, а также Ненецкий автономный округ. СЗФО является пограничным и имеет границу с семью странами. В регионе действуют автомобильные, пешеходные, железнодорожные, воздушные, водные международные пункты пропуска.
- Каких результатов удалось добиться Северо-Западному таможенному управлению в 2009 году условиях мирового финансового кризиса?
- Минувший год был для нас непростым. Я имею в виду прежде всего выполнение основной задачи таможенных органов - пополнение доходной части федерального бюджета. Тем не ее эту задачу мы выполнили. При этом особое внимание было уделено увеличению собираемости платежей в условиях мирового экономического кризиса, борьбе с контрабандой и коррупцией, повышению эффективности борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости товаров, упрощению таможенных процедур. Благодаря этим мерам в минувшем году СЗТУ удалось выполнить годовое плановое задание, добиться весомых результатов по иным приоритетным направлениям. В 2009 году таможенными органами Северо-Западного таможенного управления в российскую казну перечислено платежей на сумму почти 470 миллиардов рублей. Плановое задание 2009 года СЗТУ выполнило на 101,71 процента. Доля импортной составляющей от общего объема перечислений составила 63,5 процента, а экспортной — 35,5 процента. Внешнеторговый оборот в 2009 году составил более 72 миллиардов долларов США, таможенными органами региона было оформлено более 800 тысяч грузовых таможенных деклараций. Хочу обратить внимание, что плановое задание мы успешно выполнили, несмотря на снижение внешнеторгового оборота в регионе почти на 28 процентов.
- За счет чего управлению удалось выполнить контрольные показатели по перечислению денежных средств в федеральный бюджет в условиях тяжелого в экономическом смысле года? Вы что изобрели «экономическое чудо»?
- Нет никакого чуда или везения. Нужно находить и использовать внутренние резервы. Это результат ежедневной, напряженной аналитической ты специалистов, а также итог эффективного администрирования процессов таможенного оформления и таможенного контроля. Чтобы наглядно ставить объем работы наших сотрудников, приведу цифры: ежежневно таможни региона в федеральный бюджет около двух миллиардов рублей.
- Северо-Запад - регион особенный: граница с Евросоюзом, крупные международные порты, огромные транспортные потоки. Это влияет на оперативную обстановку?
- С точки зрения правоохранительной деятельности регион характеризуется сложной и напряженной оперативной обстановкой. Поэтому мы прикладываем огромные усилия для ее стабилизации и улучшения. Каким образом? Борьба с контрабандой, преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности – приоритетные направления нашей работы. Без ложной скромности скажу, что в этом мы накопили достаточный опыт и профессионализм. И как следствие - у нас высокие показатели по правоохранительной деятельности. Перейдем к фактам: в 2009 году таможнями региона возбуждено 1251 уголовное дело по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов, 18 575 дел об административных правонарушениях. Из незаконного оборота таможенниками СЗТУ изъято свыше 166 килограммов наркотических средств и больше килограмма сильнодействующих и психотропных веществ.
- Назип Ахметзакиевич, двадцать лет - срок немалый. За это время в регионе сложились развитая таможенная инфраструктура и отлаженный механизм деятельности. Теперь, наверное, можно слегка расслабиться?
- Как раз наоборот. Число стоящих перед нами задач возрастает пропорционально количеству лет. Не стоит забывать, что деятельность таможенной службы - это своего рода отражение экономических и политических процессов в стране, мире. Сегодня, несмотря на кризис, внешнеторговая деятельность не стоит на месте, активизируются экономические связи между Россией и зарубежными странами. Таможенная служба, как «регулятор» внешнеэкономических связей, чутко реагирует на все происходящие изменения: это и формирование таможенной политики, и внедрение новых таможенных технологий. Поэтому у СЗТУ есть все возможности влиять на развитие внешнеэкономической деятельности, способствовать расширению внешней торговли. Являясь своеобразным транспортным коридором между Россией и европейскими странами, а по сути - Востоком и Западом, наш регион остается форпостом России, стратегически важных транспортно-логистическим центром в масштабах государства. Именно поэтому у нас обкатываются многие таможенные и информационные технологии и инновации, реализуются новые технологии таможенного оформления и контроля. Огромное внимание нами уделяется обустройству, реконструкции и модернизации международных пунктов пропуска.
Евгений Орлов