Проект председателя думского комитета по транспорту Сергея Шишкарева поддержан — но с учетом замечаний рабочей группы Минэкономразвития и ГИБДД, сообщили в секретариате Шувалова.
Сейчас выдавать талон может только ГИБДД. По новому порядку, по информации «Ведомостей», это право передается частным центрам техосмотра — членам саморегулируемых организаций (СРО) или специально аккредитованным правительством организациям.
У центра должен быть компенсационный фонд или страховка — на случай, если автомобиль будет поврежден при осмотре.
Периодичность техосмотра не меняется: три года для машин не старше двух лет, два года для авто до семи лет, год — для более старых машин. Стоимость техосмотра будет устанавливать правительство.
Для техосмотра будут обязательны паспорт, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомобиля, а полис ОСАГО и медицинская справка не нужны. Пройдя техосмотр, водитель получит диагностическую карту и, если неисправностей не обнаружено, талон об исправности машины. Если же машина неисправна и для получения талона потребуется ремонт, повторный техосмотр будет бесплатным.
Чиновники и депутаты не могли договориться, разрешать ли техцентрам и осматривать машины, и ремонтировать их. Депутаты считали, что автовладелец вправе выбрать, устранять неисправность на месте или отправиться в другой техсервис. Против было Минэкономразвития — оно даже собиралось запретить ремонт в техцентре, где обнаружили неисправность, иначе там начнут дефекты выдумывать. После долгих обсуждений решено разрешить совмещение, рассказывает чиновник министерства: главная цель — техосмотр должен проходить без ГИБДД.
Допуск дилеров к техосмотру — благо для автовладельцев при условии, что цена этой процедуры (в регионах — 120-160 руб., в Москве — 520 руб.) останется прежней, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
В крупных регионах более половины автовладельцев приобретает талон техосмотра за вознаграждение, делится данными Похмелкин, в Москве оно начинается от 3000 руб. Новые правила снизят количество неисправных машин на дорогах, надеется Шишкарев: пройти техосмотр будет проще, а уровень обследования машины в техцентре будет гораздо выше, чем в ГИБДД.
На прямую выгоду от принятия законопроекта дилеры не рассчитывают: стоимость техосмотра будет определяться чиновниками, замечает президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин, а клиенты будут скорее всего совмещать техосмотр с плановым техобслуживанием автомобиля, при котором и так устраняют выявленные неисправности.
Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Сергей Щербинин видит в законопроекте и плюсы, и минусы: с одной стороны, дилеры очень заинтересованы в привлечении новых клиентов, с другой — дилеру важно, чтобы желающие пройти техосмотр не создали очередей в салоне.
Топ-менеджер крупной автоторговой компании признается, что до кризиса надеялся, что разрешение на техосмотр увеличит выручку сервиса. Но 2009 год показал, что все больше людей стремится ремонтировать автомобили в неофициальных сервисах. «Туда они и пойдут устранять неполадки», — опасается он.
Между тем идея передачи прав на техосмотр частным техцентрам обсуждалась в Госдуме год назад. Тогда Правительство ее не поддержало. Не в восторге от идеи были и в ГИБДД.
Инспектора технического надзора ГИБДД утверждают, что передача техосмотра в частные руки приведет к дискредитации самой идеи технического осмотра.
«Отдать техосмотр полностью в частные руки – значит вызвать просто бардак, – считает один из госинспекторов. – Элементарно: заезжает человек на станцию диагностики, ему находят тысячу неисправностей, тут же за определенную сумму их устраняют и выдают талон. Это будет при самом идеальном раскладе. Но, зная особенности русского менталитета, скорее всего, все это превратится в обычный сбор денег.
Может быть, сама по себе идея передачи функций технического осмотра транспорта в частные руки и хороша, однако надзор должен оставаться все же за подразделениями ГИБДД. В противном случае ничего хорошего из этой затеи не выйдет».
Между тем сами автомобилисты считают, что основополагающую роль здесь будет играть не форма собственности предприятия, а пресловутый человеческий фактор. Кто-то будет понимать, что этот бизнес долгосрочный, который будет кормить долго, а кто-то, пользуясь случаем, будет просто «рубить капусту». Но если не имеет особой разницы то, кто будет проводить технический осмотр, то надзорные функции однозначно должны остаться за государством.
Многие соглашаются, что если функции техосмотра передадут в частные руки, это вызовет увеличение количества площадок и, следовательно, снижение очередей. Это если и единственный плюс, зато очень весомый.
Автор: Елена КНЯЗЕВА. gudok.ru