В совещании приняли участие полномочные представители президента в федеральных округах, губернаторы, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, представители правоохранительных органов.
Поводом послужили первые месяцы эксплуатации «Сапсана», который перевёз уже полмиллиона человек.
Со времени запуска «Сапсана» железнодорожников неоднократно обвиняли в том, что он создаёт неудобства для жителей прилегающих населённых пунктов, в частности для автомобилистов, которые вынуждены подолгу стоять у закрытых переездов. «Не «Сапсан» мешает движению, а наша собственная неухоженность, – заявил в ходе совещания Владимир Якунин. – Ни в одной цивилизованной стране мира нет ситуации, при которой переезды находятся на одном уровне с железнодорожными путями, тем более на скоростном ходу. И с этим просто-напросто надо бороться».
Участники совещания согласились с необходимостью развития высокоскоростного движения. Однако для того, чтобы это стало возможным, необходимо уделить внимание обеспечению безопасности инфраструктуры. И, в частности, строительству путепроводов и пешеходных переходов.
Проблема строительства сопутствующей инфраструктуры в районе магистрали Москва – Санкт-Петербург обсуждалась и на специальном выездном совещании Министерства транспорта, которое со следующего года должно начать оборудовать системами безопасности транспортные объекты.
Как сообщил «Гудку» заместитель руководителя департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» Игорь Малинин, его участники признали необходимость убрать семь одноуровневых переездов через магистраль, на которые приходится главный поток автомобилей, и построить на их месте двухуровневые. Это могло бы решить проблему на ближайшую перспективу. Однако цена вопроса довольно высока. По подсчётам специалистов Октябрьской дороги, она составляет 3,9 млрд руб. Причём это лишь минимальная стоимость строительства двухполосной автомобильной дороги без переноса коммуникаций и стоимости земли. «Если же регионы захотят иметь какой-то резерв пропускной способности, то это уже другой вопрос», – говорит Игорь Малинин.
Заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, который проинспектировал на прошлой неделе путепроводы в Тверской области, полагает, что часть расходов его министерство сможет компенсировать из средств комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Однако пока размер финансирования программы не определён. «Многие объекты должны быть включены в эту программу, и по ним необходимо уже сегодня приступать к проектным и изыскательским работам. Исходя из приоритетов необходимо составить очерёдность выделения денежных средств и предложить федеральному центру механизм софинансирования», – заявил заместитель министра.
О необходимости софинансирования говорил на совещании в РЖД и Владимир Якунин. «За один год проблему в масштабах сети дорог не решить, если не будет федеральной программы, будем разрабатывать региональные», – считает он.
Однако губернаторы пока явно не готовы к этому. Участвовавший в совещании в РЖД губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин говорил, что цена только одного путепровода составляет 350–450 млн руб., а это очень большая сумма для региона.
– В Тверской области необходимо построить два путепровода, – поясняет ведущий консультант отдела транспорта департамента транспорта и связи администрации Тверской области Роман Обрубов. Кроме того, в области остро стоит проблема строительства 11 пешеходных переходов. В целом на оборудование дороги путепроводами и пешеходными переходами нужно 4,5 млрд руб. «Таких денег в бюджете области нет», – говорит он. Дмитрий Зеленин намерен обратиться в Минтранс с просьбой о выделении субсидий на строительство путепровода. «Думаю, что совместными усилиями с правительством страны нам удастся прийти к решению проблемы», – заявил он.
О том, что его регион дотационный и не имеет средств на подобное строительство, говорил и заместитель председателя комитета строительства и дорожного хозяйства Новгородской области Олег Болдышев.
«Путепроводы будут строиться по федеральной программе и по программе ОАО «РЖД», у самой области на это средств нет», – сказал и первый заместитель председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Николай Янченко. В пример чиновник приводит путепровод в Любани, который будет строиться за счёт федерального центра совместно с РЖД. В обмен на финансирование строительства путепроводов область готова взять на свой баланс и содержать все подобные объекты Октябрьской дороги, расположенные на её территории (их шесть).
Вопрос о том, кто будет финансировать строительство путепроводов и пешеходных переходов на скоростных железных дорогах, имеет важное значение для развития высокоскоростного движения в стране. Как говорит Игорь Малинин, если на трассе Москва – Санкт-Петербург нужно построить семь переездов, то на линии Москва – Нижний Новгород необходимы уже десятки. «Стоимость проекта в этом случае сильно вырастет», – замечает Игорь Малинин.
«Такие крупные проекты, как высокоскоростное движение, без участия государства действительно трудно осуществить, – заявил «Гудку» первый заместитель руководителя комитета по транспорту Государственной думы Владимир Клименко. – Я согласен с позицией Минтранса, что часть работ по обеспечению безопасности нужно софинансировать из бюджета и это не может быть только задачей перевозчика или региона. На различных совещаниях об этом высказывалось и руководство страны».
Автор: Иван Тарасов