Транспортный комплекс Северо-Запада России входит неразрывной составной частью в российскую и мировую транспортные системы. В соответствии с этим стратегия развития транспортного комплекса Северо-Западного региона Российской Федерации должна быть согласована с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных субъектов РФ. Кроме того, учитывая транзитные функции региона, развитие транспортного комплекса Северо-Запада России должно быть согласовано с развитием мировой экономики и мировой транспортной системы. Целью стратегии является определение основных направлений развития транспортного комплекса, обеспечивающее удовлетворение потребностей отдельных субъектов региона и всего государства в услугах транспорта.
Одиннадцать субъектов Северо-Запада Российской Федерации занимают площадь почти 1,7 млн. кв. км. В этом регионе живут 13,6 млн. человек (9,5% от населения России). Регион имеет непосредственную границу со странами Евросоюза, с Норвегией и с Белоруссией, выход в Балтийское, Баренцево и Белое моря.
На Северо-Западе сосредоточена значительная часть отечественных балансовых запасов углеводородов, никеля, меди, олова, кобальта, редких и благородных металлов, титанового, алюминиевого, железорудного, фосфорного, и других видов сырья. Здесь находится около 60% лесов Европейской части Российской Федерации, причем преобладают ценные хвойные породы (ель, сосна – 81,2%). Регион обеспечен поверхностными и подземными водами, располагает разветвленной сетью внутренних водных коммуникаций.
При этом необходимо отметить, что собственная потенциальная грузовая база отличается большой неравномерностью. Основная часть массовых грузов, к которым относятся нефть, уголь, газ, различные руды, лес, сосредоточена на севере округа.
В целом, на Северо-Западе России формируется около 10% валового внутреннего продукта (ВВП) государства. В отраслевой структуре субъектов округа преобладает промышленность, которая в большинстве из них превышает 30%, а в Вологодской области (в докризисный период) и Ненецком автономном округе - более половины. Доминирующими отраслями промышленной специализации являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, топливная, пищевая, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.
Наличие разнообразных природных ресурсов, современного промышленного комплекса, обеспечивает создание конкурентоспособной продукции.
Роль регионального транспортного комплекса определяется, его способностью удовлетворять транспортные потребности населения, а также обеспечивать устойчивое
развитие отечественной экономики и внешнеэкономические потребности государства. Удельный вес региона в перевозках грузов различными видами транспорта достигает 40% общероссийских объемов. Расположенные в арктической зоне большие запасы природных ресурсов, определяют интерес к дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры, необходимой для их освоения.
Благодаря своему выгодному географическому положению, Северо-Запад Российской Федерации является связующим звеном, выполняющим роль моста между странами Евросоюза, субъектами России и государствами Азии. Это позволяет формировать экономически эффективные международные, в том числе межконтинентальные, маршруты.
В настоящее время через пограничные переходы Северо-Западного федерального округа проходит более 250 млн. тонн внешнеторговых грузов России, в том числе свыше 50% контейнерного внешнеторгового оборота, осуществляемого морским и автомобильным транспортом.
Многие субъекты Российской Федерации перемешают хотя бы часть своих внешнеторговых грузов через расположенные здесь пункты пропуска. В число таких регионов-экспортеров входят, в частности: Тюменская, Кемеровская, Омская области, Татарстан, Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО).
Географическое положение и транзитные функции региона обусловили прохождение ряда отечественных и международных транспортных коридоров (МТК), в том числе: 1-ого и 9-ого панъевропейских, «Север – Юг» и «Транссиб». В непосредственной близости от северного побережья округа расположена трасса Северного морского пути.
Несмотря на то, что плотность железнодорожной сети Северо-Запада России на 54%, а плотность сети автомобильных дорог общего пользования почти на 40% (38,7%) выше средних общероссийских показателей, распределение транспортных коммуникаций в округе крайне неравномерно. Наиболее высокие показатели плотности автомобильных и железных дорог в Калининградской, Ленинградской, Псковской областях, Республике Карелии. Вместе с тем, в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми эти показатели значительно меньше средних по Российской Федерации, а Ненецкий автономный округ (НАО) вообще не имеет железнодорожного сообщения. Автомобильные дороги этого автономного округа общей протяженностью 233 км не имеют связи с сетью автодорог общего пользования России.
На севере округа практически отсутствуют широтные автодорожные и железнодорожные коммуникации.
Значительные участки автомобильных дорог, в отдельных субъектах Северо-Запада Федерации - до 80%, находятся в неудовлетворительном состоянии.
Недостаточна пропускная способность ближних и дальних авто- и железнодорожных подходов к портовым комплексам. В частности, проблемными являются подходы к северным портам, к числу системных лимитирующих относится железнодорожная связь между Вологдой и Санкт-Петербургом.
Недостаточно развитие авиационного транспорта, особенно на севере округа, где он зачастую является единственным видом транспорта, обеспечивающим конституционное право граждан на свободу перемещения.
Все это делает регион не привлекательным, нерентабельным, а значит, не способным развиваться без дотаций государства. Такая тенденция продолжается на протяжении всех последних лет.
Константин СЕРИКОВ