Правительство Российской Федерации приняло решение о стро¬ительстве единой нефтепроводной системы по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленек (Республика Саха (Якутия)) - Алдан (Республика Саха (Якутия)) - Сковородино (Амурская область) - бухта Козьмино (Приморский край) общей мощностью до 80 миллионов тонн нефти в год.
В ноябре 2009 года «Транснефть» завершила первые 2757 километров планируемого трубопровода. Пока он дошел от Тайшета в Иркутской области до Сковородино на китайской границе. Из Сковородино в Козьмино, находящееся в 2100 километрах восточнее, нефть пока доставляют по железной дороге. По прогнозам «Транснефти» с 2014 года железнодорожный участок нефтетрассы будет заменен полноценным трубопроводом. Одновременно «Транснефть» ведет из Сковородино 67-километровую трубу в Китай, по которой с конца 2010 года будет поставляться до 300 тысяч баррелей «черного золота» в день.
Еще в конце декабря 2009 года при участии председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина была проведена торжественная церемония ввода в эксплуатацию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан, а также состоялось открытие специализированного морского нефтеналивного порта Козьмино. Это знаковое событие не только для Дальнего Востока, но и для всей страны в целом. Новый нефтепорт Козьмино расположился в поселке Врангель. Работа нефтепорта позволит экспортировать нефть из Восточной Сибири, где российские компании сейчас разрабатывают одно из самых больших нетронутых нефтеносных месторождений в мире.
В ходе церемонии открытия нефтепорта была осуществлена погрузка нефтью первого танкера «Московский университет». После этого танкер отправился в плаванье до Гонконга.
«Это завершение одного из крупнейших проектов в современной России, -заявил Владимир Путин на торжественной церемонии открытия объекта. -Да и не только в современной России. И для бывшего Советского Союза такой проект был бы грандиозным. К проекту этому шли пять лет, вложили 360 миллиардов в систему и еще 60 миллиардов рублей в строительство порта Козьмино. И дело не только в продаже нефти. Просто ВСТО и нефтепорт дали не только стратегический толчок в развитии Дальнего Востока, но и создали более трех тысяч рабочих мест - ведь нагружены были не только строители, работали металлургические заводы, а уже для них трудились шахтеры».
Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино стал окном России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это не просто выход на рынки стран АТР. Это еще и новые возможности и перспективы для экономики России.
Уже в 2009 году Находкинской таможней был проведен обширный комплекс мероприятий по обеспечению готовности таможенного органа к осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля в бухте Козьмино. В том числе, разработан и направлен в ФТС России технологический порядок таможенного оформления и таможенного контроля нефтепродуктов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в Козьмино.
Совместно с таможенным постом Морской порт Восточный Находкинской таможни подготовлены и внесены предложения в проект «Регламента обработки морского тоннажа в ООО «Спецморнефтепорт Козьмино», определяющего порядок и взаимодействие при оформлении судов на приход и отход, бункеровке судов, определении количества и качества нефти, погруженной на судно.
Для таможенного контроля нефтепродуктов, вывозимых через нефтеналивной порт Козьмино, на территории ООО «Спецморнефтепорт Козьмино» создана постоянная зона таможенного контроля. Она включает в себя участок Системы измерения количества и показателей качества нефти (СИКН № 730), с помощью которой должностными лицами таможенного поста Морской порт Восточный будет проводиться контроль объемов загружаемой нефти. Прохождение через Систему нефтепродуктов предусмотрено при их передаче с нефтеналивного комплекса на нефтеналивной причал. Здесь же, во время погрузки, происходит отбор проб нефти.
Одной из основных функций СИКН №730 является измерение в автоматическом режиме объема, температуры, давления, плотности, вязкости нефти, объемной доли воды, массовой доли серы, перепада давления на фильтрах, объемного расхода нефти в БИК (блок измерений показателей качества нефти). Кроме этого Система способна обеспечивать проверку и контроль метрологических характеристик в автоматическом режиме, а также автоматический и даже ручной отбор проб нефти.
Наряду с этим возможно определение показателей качества нефти в химической лаборатории и вычисление массы нетто нефти. В итоге все результаты измерений регистрируются, формируются в акты и отчеты и сохраняются. Система передачи нефтепродуктов с нефтеналивного комплекса на нефтеналивной причал оборудована запорной арматурой, позволяющей осуществлять наложение средств таможенной идентификации.
В порту Козьмино построен причал, позволяющий производить погрузку двух нефтеналивных судов грузоподъемностью 80 и 150 тысяч тонн, а также cдано в эксплуатацию семь резервуаров для хранения нефти емкостью по 50 тысяч тонн каждый. Кроме того, в порту расположено административное здание пункта пропуска, где предусмотрены помещения для размещения должностных лиц таможенных органов (восемь помещений разной площади, в том числе серверная, химическая лаборатория и т.д.).
Оснащение спецморнефтепорта Козьмино техническими средствами таможенного контроля включает в себя систему радиационного контроля, систему обнаружения оружия, оборудование для углубленного досмотра и диагностики объектов таможенного контроля, а также оргтехнику и локально-вычислительные сети.
Дальневосточным таможенным управлением и Центральной энергетической таможней (ЦЭТ) был совместно разработан Временный порядок применения таможенных процедур и осуществления таможенных операций в отношении нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири и перемещаемой по маршруту трубопровод ВСТО - Сковородино - Козьмино. Временный порядок также определяет порядок применения таможенных процедур и осуществления таможенных операций в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозку нефти и вывоз ее с таможенной территории Российской Федерации, при их оформлении и контроле в таможенных органах Российской Федерации.
Согласно временному порядку, таможенное оформление нефти осуществляется должностными лицами таможенного поста Каспийский трубопроводный ЦЭТ. А таможенное оформление и таможенный контроль в отношении морских нефтеналивных судов при прибытии и убытии с целью вывоза нефти с таможенной территории Российской Федерации в порту Козьмино осуществляют должностные лица Находкинской таможни.
На первом этапе через нефтеналивной порт Козьмино планируется перемещать на экспорт до 15 миллионов тонн нефти в год с последующим увеличением объемов до 50 миллионов тонн в год и выше. По предварительным оценкам, общий грузопоток предполагаемого нефтеперегрузочного комплекса должен составить от четырех до шести танкеров (грузоподъемностью 80-150 тысяч тонн) в месяц. Однако сегодня все говорит о том, что темпы наращивания экспорта существенно опережают прогнозы.
Наталья БЕРЕЖНАЯ, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Находкинской таможни