В центральноазиатском регионе стартовало несколько железнодорожных проектов. Поддержать строительство железных дорог готов ряд стран и финансовых институтов. Эксперты с осторожностью наблюдают за железнодорожным бумом.
Как говорят эксперты, дальнейший маршрут по территории Афганистана и Таджикистана проектировщикам еще предстоит определить. Средства на эту работу согласились выделить международные финансовые институты в рамках программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС). "Правительства трех стран уже обратились в Азиатский банк развития (АБР) за помощью.
Поскольку наша финансовая структура является многосторонней организацией, мы можем оказать техническую консультативную помощь или выступить в качестве финансирующей стороны", - сообщил DW постоянный представитель Азиатского банка развития в Таджикистане Си Си Ю.
По его словам, АБР готов помочьТаджикистану в проведении ТЭО уже до конца 2013 года. "Результаты экспертизы на основе нашей технической помощи могут стать основанием для принятия решения о дальнейшем финансировании проекта в 2014 или в 2015-м годах", - отметил Си Си Ю.
В таджикском экспертном сообществе к проекту дороги Туркменистан - Афганистан - Таджикистан отношение пока осторожное. Наблюдатели приветствуют инициативу, но вместе с тем делятся своими тревогами. "Ситуация на севере Афганистана сложная и непредсказуемая. Важно выбрать маршрут, гарантирующий максимальную безопасность", - говорит директор Центра исследований Афганистана и Центральной Азии Косимшо Искандаров.
Афганская сторона настаивает на прокладке стальной магистрали из Туркменистана на афганский север через Кундуз, рассказывает эксперт. Тем самым трасса протянется от туркменской границы через провинции Балх, Саманган, Баглан и Кундуз. "Понять Кабул можно, ведь одним проектом афганские власти хотят связать сразу несколько провинций. Но надо оценить и потенциальные опасности", - считает Искандаров.
По его словам, провинции Баглан и Кундуз небезопасны. "Сейчас, если выехать в дорогу во второй половине дня, то невозможно пересечь Баглан. На этом маршруте могут возникнуть сложности. Найдутся силы, которые сделают все для того, чтобы этой дороги не было", - делится своими опасениями эксперт.
Самым оптимальным маршрутом Искандаров считает прямой путь в Балх из Таджикистана через Шаартуз. В этом случае потребуется строительство моста, соединяющего таджикский Айвадж с афганским уездом Калдур. А там уже до туркменской границы рукой подать. "И для Туркменистана, и для Таджикистана выгоднее построить эту дорогу. Она будет не только дешевле, но и безопаснее", - убеждает таджикский ученый.
Некоторые эксперты считают, что если проект удастся реализовать в рамках программы ЦАРЭС, он станет частью американской концепции Нового шелкового пути. Эта программа предусматривает ослабление традиционных связей Таджикистана с Россией и его поворот в сторону юга - с ориентиром на Афганистан. "Если говорить об интересах России, то, на мой взгляд, концепция противоречит нашим усилиям по созданию Таможенного союза и интеграции на постсоветском пространстве. Но Душанбе сейчас в транспортной изоляции из-за проблем с Узбекистаном и готов принять любые предложения”, - делится своим мнением российский политолог Дмитрий Попов.