С 1 октября 2010 года вступает в силу соглашение об экономической ответственности за передачу пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам. Но к изменениям ещё никто не готов.
Этот документ был принят на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в Минске ещё в 2009 году. Он предусматривает единую ставку штрафа для железнодорожных администраций, виновных в передаче с опозданием международных пассажирских поездов через приграничные стыковые пункты. За каждые полчаса задержки предусмотрен штраф в размере 200 швейцарских франков.
«В последние несколько лет вопросу ответственности за передачу с опозданием международных поездов уделялось много внимания, и наконец в октябре мы получаем инструмент, с помощью которого можно будет воздействовать на участников движения», – сказал «Гудку» начальник Управления организации перевозок Федеральной пассажирской компании Владимир Каляпин.
По его словам, до сих пор были лишь технологические возможности для контроля за выполнением графика движения, но не было механизма экономической ответственности. «Можно предполагать, что это очень благоприятно скажется на графике», – отметил представитель ФПК.
Наибольшее количество поездов на сеть РЖД с опозданием поступает из Польши и республик Средней Азии. «Некоторый вклад в искажение графика в последние месяцы внесла и дисциплинированная прежде Финляндия, которая в настоящее время проводит путевые работы для повышения скорости движения на участке Хельсинки – Вайниккала», – добавил Владимир Каляпин.
Как сообщил заместитель начальника Северо-Кавказского филиала ФПК Игорь Смирнов, основными причинами задержек на пограничных переходах являются отсутствие у пассажиров необходимого пакета документов и наличие незадекларированного багажа.
«К сожалению, реальных рычагов, чтобы ликвидировать эти проблемы, у железнодорожников нет, – рассказал он «Гудку». – Кассир обязан продать билет, невзирая на отсутствие пакета документов, а проводник обязан посадить в вагон пассажира с билетом и паспортом». А у железнодорожников нет возможности досмотреть багаж пассажира и проверить, есть ли там незадекларированные товары.
«При продаже билетов пассажиру под роспись выдаётся памятка с перечнем необходимых документов и правилами пересечения границы. Кроме того, на вокзалах регулярно звучат объявления о правилах пересечения границы, размещены информационные стенды на эту тему», – отметил представитель ФПК.
Хотя штрафные санкции за задержки поездов пока не применяются, железнодорожные администрации стран СНГ контролируют движение поездов через стыковые пункты.
«Совместно с российскими железнодорожниками мы фиксируем все случаи задержки пассажирских поездов. Утверждена форма ежемесячной сводной ведомости по задержкам и размерам выплат, которая в июне будет сверена с ОАО «РЖД», – заявил «Гудку» управляющий директор АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) по пассажирским перевозкам Нурдаулет Килыбай. – Совместно с ОАО «РЖД» отработан порядок возмещения ущерба железной дороге в виде штрафов, если задержка поезда произошла из-за действий пограничников или таможенников. Утверждена единая форма акта, который составляется железными дорогами и предъявляется в качестве претензии для последующего начисления компенсаций».
Он добавил, что Казахстан, Россия, Киргизия и Узбекистан приступают к тестовому использованию информационной программы «Граница», которая позволяет оперативно и заблаговременно выявлять тех пассажиров в поездах, которые либо находятся в розыске, либо им запрещён въезд на территорию России или Казахстана.
«Применение этой системы даёт возможность не проверять всех пассажиров поезда, а сразу определять, в каком вагоне и купе едет нарушитель. За счёт этого задержки поездов будут сведены к минимуму», – подчеркнул представитель КТЖ. По мнению заместителя начальника Юго-Восточной дороги по пассажирским перевозкам Вячеслава Прокофьева, санкции за задержки несомненно дисциплинируют перевозчиков.
«Но механизм определения виноватого нам до сих пор неизвестен. – отметил он. – На основании чего будет решено, что, например, ЮВЖД виновна в том, что поезд на Украину из России задержался на полчаса или час? Заранее никогда не известно, пройдёт поезд через границу по графику или будет задержан на границе. Сегодня нам необходимы не только штрафные санкции к дорогам. Важно также налаживать чёткое взаимодействие железнодорожников, правоохранительных, надзорных органов и таможни. Проводник, даже если видит, что пассажир садится в поезд с грузом, который подлежит декларированию, не имеет права не пустить человека в вагон. При этом привлекать милицию нет оснований. Даже если какой-то товар запрещён к вывозу, это не значит, что его нельзя купить и везти до границы. Получается, что наличие запрещённого к вывозу или незадекларированного груза выявляется только на границе. А это однозначно задержка и нарушение графика движения».
Некоторую ясность внёс заместитель руководителя департамента пассажирской и грузовой работы дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Игорь Дергачёв. Он отметил, что железнодорожным администрациям необходимо до 30 сентября 2010 года заключить двусторонние договоры по учёту передачи международных пассажирских поездов. В случае задержки пассажирского поезда пограничными и таможенными органами по причинам, не зависящим от железнодорожных администраций, экономическая ответственность не применяется.
gudok.ru