Главное - вписаться в график
Проведение международных выставок - это один из главных инструментов развития международных торгово-экономических и научно-технических связей. Он столетиями используется во всем мире в выставочной сфере. Успешные и яркие выставки формируют имидж государства, поднимают его престиж. Неинтересные и плохо подготовленные - негативно воспринимаются международным выставочным сообществом и, как следствие, приводят экспонентов к решению в них больше не участвовать.
Выставки - это институт, интегрированный в процесс международной торговли. Поскольку торговые отношения между странами определяют суть их внешнеэкономической деятельности -очевиден вывод: международные выставки в значительной мере генерируют торговый процесс. А участие фирм в международных выставках в той или иной стране - это своего рода «разведка боем». Именно после таких мероприятий у иностранных бизнесменов складывается самое первое и, как правило, самое верное впечатление о стране, ее потенциале и привлекательности.
К сожалению, в России ситуация последнее время развивается не слишком благополучно, объемы международного участия снижаются. В последние годы падает интерес выставочного сообщества к нашей стране - столь бурный еще в недавнем прошлом. Почему так происходит. Давайте проанализируем факты и попытаемся сделать соответствующие выводы.
Иностранный экспонент принимает положительное решение об участии в международной выставке в том случае, если такое участие (это обычно 3-4 дня) удается вписать в свой очень плотный рабочий график, учитывая работу в других известных выставках. Сейчас подобные графики или планы выставок составляются порой на два года вперед. Это весьма сжатые по срокам и очень мобильные по географии мероприятия. Для примера рассмотрим стенд фирмы «Honey well». Сегодня он экспонируется в США, через полторы недели во Франции, оттуда едет в Россию, еще через полторы недели должен попасть в Арабские Эмираты, потом в Сингапур и т.д.
В этой плотности международного выставочного графика и высокой скорости передвижения по континентам международных выставок и кроется значительная часть наших российских проблем. Мы не вписываемся в эту схему. И прежде всего из-за большой затраты времени, которое необходимо для таможенного оформления выставочных грузов. По сложившейся на крупнейших выставочных комплексах мира практике, на монтаж выставок отводится, как правило, не более 3-4 дней.
Понятно, что выставочные грузы в такой ситуации прибывают за 3-4 дня до открытия выставки. Также и после закрытия выставок дня через три-четыре многие грузы должны быть отправлены в следующий пункт назначения. Мы же, на российских выставочных комплексах, не всегда можем обеспечить клиентам такую скорость обработки грузов. Всем известно, как трудно выдержать такие сроки в условиях серьёзной крупной выставки. И происходит это, в том числе, и из-за серьезной проблемы с оформлением грузов.
Большая разница
Нетрудно заметить, что в большинстве стран процедура помещения экспонатов в режим временного ввоза занимает обычно 2-3 дня. В таможенные органы передаётся общепринятая сопроводительная документация - проформы счета с описанием всех ввозимых товаров и после получения от них разрешения экспонаты могут быть доставлены на стенды ещё до оформления грузовой таможенной декларации. Так же обстоит дело и с рекламными расходными материалами. Безусловно, экспоненты отдают себе отчет в том, что возможен таможенный контроль в форме досмотра, и что, в случае нарушения требований таможенного законодательства, они несут ответственность в соответствии с законами данного государства.
К сожалению, в Российской Федерации в отношении таможенного оформления выставочных грузов сложилась нелогичная, требующая выполнения огромного количества формальностей, процедура. Она требует задействования большого числа сотрудников и значительного времени.
Наш Таможенный кодекс не видит специфики грузов, прибывающих на территорию Российской Федерации на короткий срок с целью участия в конкретной международной выставке. Ему не знакомо само понятие «выставочные грузы». И это несмотря на то, что на момент принятия последнего Кодекса уже действовал ряд подзаконных нормативных актов, определявший специфический порядок перемещения грузов, прибывающих для участия в выставках и им подобных мероприятиях.
Рассмотрим подробнее сложившуюся ситуацию. Большая часть выставочного груза выпускается условно - в режиме временного ввоза. Таможенный кодекс в качестве основного условия помещения товаров в режим временного ввоза предписывает обеспечить «возможность идентифицировать ввозимые товары таможенным органом при их вывозе». Иностранные экспоненты, знакомые с международной практикой таможенного оформления выставочных грузов, присылают вместе с ними счета - проформы, с описанием всех посылаемых товарных позиций. При этом таможенные органы стран-экспонентов считают такие меры вполне достаточными для открытия режима временного вывоза в своих государствах.
Но у нас для принятия решения о разрешении их временного ввоза этой информации недостаточно. Для нас нужно подробнее описать каждую позицию, привести как технические данные, так и маркировки, предоставить на каждую позицию фотографию, и нередко - в нескольких ракурсах. Даже если иностранные участники проинформированы об этих требованиях, они никак не могут понять, зачем нужны фотографии, например, бывшего в употреблении ручного инструмента для монтажа стендов или конструкций, частей самого стенда - стоек, прогонов, плит для пола, кабелей, удлинителей, крепёжного инструмента и других предметов.
Между тем принимающему экспедитору, чтобы всё это сфотографиро¬вать, необходимо ходатайствовать о проведении предварительного осмотра. Это связано с распаковкой, выгрузкой, упаковкой и фотографированием каждой позиции. Далее переделывается весь объем сопроводительной документации в соответствии с добытыми в процессе предварительного осмотра «уточненными данными» о моделях, марках, серийных номерах, размерах и прочих детализированных описаниях каждой позиции, как того требует ст. 390 ТК РФ.
Хорошо, если на выставку пришёл груз от 5-10 экспонентов. А, если это крупная выставка со ста и более участниками? Там только стендового оборудования до десяти грузовиков. Можно ли успеть за 2-3 дня подготовить декларацию, при этом сфотографировать всё до последней гайки и соответственно переделать проформы-счета (а количество позиций в них может составлять несколько десятков!) в соответствии с полученной информацией?
В таких ситуациях только процесс фотографирования каждого такого грузовика может длиться до двух рабочих дней. А ещё нужно распечатать все фотографии (например, на выставке «НЕВА - 2009» их число превысило 2500 штук), «привязать» их к каждой товарной позиции и приложить к акту таможенного досмотра. И мы при этом должны уложиться, то есть выпустить ГТД за пять - семь дней! Никто из гостей выставок не догадывается, но сотрудники стендов в этот период работают как у мартеновской печи - фактически круглые сутки.
Кто как может...
Следующий больной вопрос - это предоставление таможенному органу технической документации на ряд ввозимых товаров при подаче декларации. Это требуется, как правило, для определения принадлежности экспонатов к товарам «двойного применения» и проверки правильности указанных кодов. Зачастую экспедитор узнаёт о том, что нужна техническая документация на те или иные позиции уже после прибытия груза на выставочный комплекс. Буквально за 1-2 дня необходимо связаться с экспонентом за рубежом, объяснить ему, какая документация необходима, получить её, если она не на русском языке, перевести и приложить к подаваемой декларации.
Проблем с оформлением расходных материалов не меньше. В случае направления деклараций на проверку таможенной стоимости процесс её корректировки в отделе контроля таможенной стоимости может занять ещё около 2-3 дней. При этом таможенный орган разрешает только одновременную подачу ГТД на товары, заявляемые в режиме временного ввоза и ГТД на расходные рекламные материалы.
Не трудно подсчитать, сколько времени нужно сегодня на таможенное оформление выставочных грузов. Минимум б - 8, а то и все 10 рабочих дней. И все это для того, чтобы через всего лишь четыре дня работы выставки все товары вывезти с территории РФ.
Вот и «крутимся», как можем и как умеем... Очевидно, что исполнение указанных формальностей не только требует значительного времени, которым ни экспонент, ни организатор выставки по определению не располагают, но и ведет к значительному по сравнению с другими странами удорожанию услуг, в отношении выставочных грузов. Подобная ситуация не осталась незамеченной.
В 2007 году для подготовки своего ежегодного торгового доклада Всемирный Банк уделил внимание процессам развития международной выставочной деятельности, как одному из показателей внешнеэкономической активности и привлекательности различных стран. Для подготовки данного раздела доклада была привлечена уважаемая международная Ассоциация выставочных экспедиторов - АЕЛА. Российские компании - выставочные экспедиторы на крупнейших комплексах Москвы и Санкт-Петербурга, фирмы «Экс-поВест Транс» и «ПанБалтСервис», которые являются ее членами более десятка лет, выслали свои условия и обязательства по экспедированию выставочного груза до стенда и обратно. Международная Ассоциация выставочных экспедиторов, собрав данные по разным странам и их выставочным комплексам, представила материалы Всемирному Банку, на основе анализа которых касательно России им был сделан вывод о трудном доступе на российский сектор участия в международных выставках ввиду низкой скорости прохождения формальностей таможенного оформления выставочных грузов до выдачи их на стенд.
Таможня дает добро
Наш сегодняшний Совет уже яркий пример того, как Федеральная таможенная служба вдохнула жизнь в положение пункта 14 ст.408 Таможенного кодекса, в котором указано, что «таможенные органы обладают правомочиями поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, их профессиональными объединениями и ассоциациями в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля»..
В пункте 4 статьи 1 Таможенного кодекса говорится, что «Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации своего законодательства с общепринятой международной практикой». Руководствуясь вышеприведенной нормой, российские организаторы и экспедиторы международных выставок считают целесообразным распространить положение ст. 67 ТК РФ, где законодатель дал открытый перечень товаров, в отношении которых таможенное оформ¬ление производится в упрощенном виде, и на товары, ввозимые для участия в международных выставках и других краткосрочных мероприятиях, направленных на развитие внешнеэкономических, культурных и спортивных связей.
Уверен, что при дальнейшем детальном изучении обозначенной проблемы возможно принятие соответствующего подзаконного акта либо разработка таможенными органами внутренней инструкции, позволяющей на основе статьи 67 ТК РФ, и пункта второго статьи 150 ТК РФ, выпуск товаров перемещаемых для участия в международных выставках осуществлять до подачи таможенной декларации. Это обеспечит при необходимости следующий алгоритм таможенного оформления: проведение таможенного досмотра с целью идентификации ввозимых товаров, выдачу груза на стенд экспонентов, подачу ГТД.
В целях унификации действующего таможенного законодательства с общепринятой международной практикой мы можем пойти дальше и, возможно, придем к тому, что ФТС России всё же определит стратегию таможенного контроля в отношении выставочных грузов. Кстати, хотелось бы отметить, что российские выставочные организаторы и экспедиторы имеют опыт работы, измеряющийся десятилетиями, и данная область никогда не была замешана в историях бросающих тень на нашу репутацию как законопослушных и ответственных субъектов внешнеэкономической деятельности.