Местами их постоянной дислокации стали МАПП Петухово и Звериноголовский пост Курганской таможни, МАПП Бугристое Челябинской таможни и МАПП Казанское Тюменской. Именно через эти пункты пропуска за 9 месяцев нынешнего года в обоих направлениях проследовало около 292 тысяч автомобилей, а это составляет 82 процента от общего количества транспорта, проследовавшего через все пункты пропуска в зоне подконтрольного УТУ участка российско-казахстанской границы.
В эффективности применения МИДК при осуществлении таможенного контроля сомневаться не приходится. Один только факт задержания на МАПП Петухово с помощью этого нового оборудования буквально в первые же недели его работы рекордного за всю историю существования УТУ количества - 333 килограмма - героина, спрятанного в технических полостях фуры, стал хрестоматийным примером необходимости использования высокотехнологичной досмотровой техники на границе.
Причем на заседании коллегии управления всем собравшимся был показан слайд-рентгенография с того МИДК, который и зафиксировал сокрытые наркотики. Однако на вопрос, где именно находится сие криминальное вложение, практически никто не смог дать точного ответа. Кроме, конечно, профессионалов, специально обученных работе на новом оборудовании. Именно они с помощью МИДК и сумели обнаружить тайник, оборудованный в виде второго дна в грузовом отсеке автомобиля, пересекавшего российско-казахстанскую границу.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что повышение эффективности применения МИДК напрямую зависит от повышения квалификации операторов. Поэтому данному вопросу в Уральском управлении уделяется самое серьезное внимание.
Кадровая служба УТУ в тесном взаимодействии со службой таможенного контроля в течение двух лет организует обучение должностных лиц, работающих на МИДК, а также начальников постов и структурных подразделений таможен, которые осуществляют контроль за функционированием МИДК.
Обучение должностных лиц таможенных органов проводится в Российской таможенной академии (РТА), Санкт-Петербургском филиале РТА и Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики по следующим программам:
- начальная подготовка персонала ИДК;
- устройство, эксплуатация мобильного ИДК;
- подготовка операторов стационарных и МИДК по анализу изображений;
- вопросы применения ИДК;
С 2007 года по сентябрь 2009-го должностными лицами таможен региона и аппарата управления было прослушано 128 учебных курса. Обучено 111 должностных лиц таможен и управления, из них: аппарат управления - 5, Курганская таможня - 48, Тюменская таможня - 21, Челябинская таможня - 19 и Магнитогорская таможня - 18 должностных лиц.
Из обученных должностных лиц с 2007 по 2009 годы прошли обучение (по различным программам обучения):
- дважды - 15 должностных лиц (МИДК МАПП Петухово - 4 должностных лица, МИДК МАПП Казанское - 4 долж¬ностных лица, МИДК МАПП Бугристое - 4 должностных лица, Магнитогорская таможня - 3 должностных лица);
- трижды - 1 должностное лицо (МИДК МАПП Бугристое).
Курсы повышения квалификации по вопросам применения МИДК прошли 15 должностных лиц, что составляет 13,5 процента от общего числа обученных должностных лиц и 19,2 процента от числа должностных лиц, непосредственно работающих на МИДК.
Кроме того, в соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2007 г. № 1598 «О распределении дополнительной штатной численности федеральных государственных гражданских служащих» таможенным органам управления было выделено дополнительно 42 единицы ФГС для организации работы инспекционно-досмотровых комплексах: Курганской таможне - 21 штатная единица, Тюменской таможне - 4, Челябинской таможне - 13 и Магнитогорской таможне - 4 штатные единицы.
Выделенные штатные единицы распределены в штаты таможенных постов, где функционируют МИДК - отделы таможенных досмотров и отделы таможенного оформления и таможенного контроля.
В 2009 году в Тюменской, Курганской и Челябинской таможнях были созданы отдельные подразделения по применению МИДК.
Службой организации таможенного контроля управления разработан Временный порядок организации администрирования системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств с применением инспекционно-досмотровых комплексов в регионе деятельности Уральского управления. Разработана и применяется Концепция УТУ по эффективности использования ИДК. Разработан временный порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием МИДК при контроле легковых автотранспортных средств.
На базе МАПП Петухово Курганской таможни в этом году проведен семинар-совещание, на котором были обсуждены проблемы и произошел обмен опытом, который накоплен при исполь¬зовании данного высокотехнологичного оборудования.
Это тем более важно, что наметилась устойчивая тенденция увеличения количества осмотров автотранспорта с применением МИДК (январь - 1 124, февраль - 2 085, март - 3 357, апрель - 3 421, май- 3 680, июнь-3 730, июль - 4 673, август - 4628). За 9 месяцев текущего года осмотрено с применением МИДК более 30 тысяч транспортных средств. По результатам осмотров более 280 транспортных средств были направлены для проведения таможенных досмотров с полной или частичной выгрузкой товаров.
Закономерным итогом принятых мер в ходе таможенного контроля стало выявление 158 фактов нарушения таможенного законодательства. Возбуждено 165 дел об административных правонарушениях и 5 уголовных. Начислено штрафов на общую сумму 1,106 миллиона рублей (2008-й - 2,7 миллиона рублей).
Для повышения производительности и загрузки МИДК и поддержании их на определенном уровне Курганской, Тюменской и Челябинской таможням управлением был установлен аналитический (индикативный) показатель эффективности деятельности. По итогам двух месяцев III квартала 2009 года установленные аналитические показатели применения МИДК Курганской, Тюменской и Челябинской таможням выполнены, загрузка МИДК и их производительность повысилась.
Однако при этом необходимо отметить, что согласно технической документации на МИДК производительность должна составлять 25 транспортных средств в час. При этом, указанная производительность определена с учетом времени исключительно сканирования транспортного средства (2-3 минуты в зависимости от скорости сканирования), но не учитывает время, необходимое для подготовки транспортного средства к осмотру (5 минут), сканирования товаротранспортных документов (2 минуты) и анализа полученного рентгеновского изображения (10 минут).
Если рассматривать процентный показатель, то за 8 месяцев 2009 года при въезде с применением МИДК осмотрено 9 процентов от общего количества транспорта прошедшего через пункты пропуска, где дислоцируются МИДК, и почти 16 процентов грузовых транспортных средств. Доля транспортных средств, осмотренных с применением МИДК при выезде из Российской Федерации, составляет 9,15 процента. На процент осмотренного автотранспорта влияют легковые автомобили и пассажирские автобусы, доля которых в общем количестве автомобилей, следующих через пункты пропуска, составляет более двух третей.
В целях проведения таможенного осмотра легкового транспорта в местах постоянной дислокации МИДК было принято и реализовано решение об обеспечении таможенных постов эстакадами для осмотра малогабаритного транспорта, что позволило проводить осмотр скрытых конструктивных полостей днища и дверей автомобилей.
В течение нынешнего года постоянно обращалось внимание на осмотр порожних грузовых транспортных средств, въезжающих на территорию России. Процент осмотра «порожняка» на МАПП Бугристое Челябинской таможни и МАПП Петухово Курганской таможни был доведен с 2 до 32 процентов. Процент осмотра на Звериноголовском посту Курганской таможни и МАПП Казанское Тюменской данной категории транспортных средств достигает 100 процентов. Разумеется, повышение доли осмотренных порожних транспортных средств не в коей мере не снижает долю осмотренных транспортных средств с грузом.
В то же время эффективность применения МИДК необходимо рассматривать не только по количеству возбужденных дел, уплаченных штрафов и довзысканных причитающихся таможенных платежей.
Необходимо оценивать работу МИДК, в том числе, и по следующим показателям:
- увеличение количества охваченных таможенным контролем транспортных средств, проследовавших через все пункты пропуска (2008-й - 4 процента, за 8 месяцев 2009-го - 8);
- снижение времени простоя МИДК -на АПП с большим трафиком осматривается в среднем 3 автомобиля в час (20 минут на 1 грузовой автомобиль);
- возможность своевременной замены вышедшего из строя по техническим причинам МИДК либо передислокация МИДК в пункт пропуска, где увеличивается количество транспортных средств (2 передислокации в связи с техническими неисправностями МИДК МАПП Петухово и 2 передислокации в связи с увеличением товаропотока на МАПП Воскресенское).
Таким образом, добиваться дальнейшего динамичного повышения эффективности инспекционно-досмотровых комплексов возможно только с учетом в совокупности всех компонентов: начиная от подготовки высококлассных специалистов и заканчивая наиболее полным использованием технических возможностей этого оборудования, столь необходимого для работы на границе.
Юрий СОЛОВЬЕВ, начальник отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами УТУ