Нефтяная модель экономики перестала работать, а либералы и Координационный Совет окончательно дискредитировали себя. Об итогах 2012 года говорит экономист Михаил Делягин.
- Какое событие политическое или экономическое вы бы назвали самым важным в 2012 году?
- Главное экономическое событие - это торможение экономического роста, потому что если первая половина более менее благополучной и рост был лучше чем в 2011 году, то в 3-ем квартале этого года рост сократился до 2,9 %, в ноябре упал до 1, 9 %, - поэтому говорить что во всем этом виновата засуха – было бы неправильным. Засуха была в 3-ем квартале и такого сильного эффекта дать в ноябре не могла. Это наверно главное событие, которое говорит о том, что нефтяная экономика перестала работать. Даже при очень благоприятных ценах на нефть – «машина» уже не работает. В 2011 году она не ускорилась при резком росте цен на нефть, в этом году при запредельно высоких ценах на нефть – она начала терять ход.
- Какие могут быть политические последствия?
- Политические последствия видны ярко. Что значит экономический рост менее 5 %? По исследованиям, которые были сделаны в середине 2000-х годов, по заказу правительства, социально-политическую стабильность нельзя поддерживать, если экономический рост ниже 5 %. Быстро растут аппетиты групп влияния и «пряников» на всех не хватает. В 2011 году как раз стало ясно, что всем «пряников» не хватит, такого роста не будет никогда больше, и самую бесправную из групп влияний - население – очень сильно отжали.
– Что будет после присоединения к ВТО?
– Началось закрытие рабочих мест, при чем не только на предприятиях, но и в сельхоз-машино-строении, лёгкой промышленности, некоторых местах пищевой промышленности. Становится не рентабельным лично-подсобное хозяйство, например по производству свинины. И все это будет продолжаться.
- Но ведь граждане по-прежнему живут в достатке, ездят на «Сапсанах»…
– Для богатых пустили «Сапсан», но скажем, в городе Твери, абсолютное большинство людей в принципе не могут купить билет, хотя билет до Москвы стоит тысячу рублей. Там нет у людей этих денег. При этом один «Сапсан» это минус 10 грузовых поездов, Сейчас железнодорожники совершили подвиг – теперь минус 7 грузовых поездов. К чему привело? Пустили «Сапсаны» – перегрузили трасу Москва - С-Петербург, которая и так скорее направление, чем дорога, - получили эту знаменитую пробку, которая 5,5 суток стояла. Сейчас будут делать параллельную дорогу, мучительно и бессмысленно, потому, что проще запустить водный путь, гораздо проще загрузить все на баржу и пусть плывет, но на этом нельзя столько украсть, сколько на строительстве дороги. Плюс лобби дорожников сильнее лобби речного флота, которых уже физически не осталось.