До этого по столице Туркестанского генерал-губернаторства ходила только конка. Пары смирных лошадей таскали по маршрутам от вокзала до базара в Старом городе и от Воскресенского базара (театр им. А. Навои) до собора св. Сергия Радонежского (площадь X. Алимджана) миниатюрные вагончики.
Владельцы конки получали весьма солидные доходы. Имея чистой прибыли почти сто тысяч рублей в год, они выплачивали городу символический налог, чуть больше “сбора с собак и велосипедистов» по словам одного бойкого журналиста-сатирика. В полную собственность Ташкента конка должна была перейти только в 1942 году!
В сентябре 1908 года Николай Малицкий, ставший во главе города, договор между владельцами конки и Городской Думой пересмотрел и настоял на том, чтобы наладить устройство и эксплуатацию городских железных дорог с электрическими двигателями. Общая стоимость предприятия была определена в три с половиной миллиона рублей, а срок концессии составлял сорок пять лет, пишет Вести.уз.
Уже в августе 1910 года ташкентские инженеры В. Гейцельман и Н. Габбин начали строительство электрической станции (многие помнят еще старое название трамвайной остановки “Дизельная” у Музея искусств). Рельсовый путь удлинился до 40 километров, а подвижной состав вырос до 70 единиц (из них 50 моторных вагонов).
Первый маршрут был открыт от Воскресенского базара до Церкви Св. Сергия, а на следующий день, 30 января 1912 года, – от вокзала до Воскресенского базара. 15января 1913 г. электрифицирован участок Воскресенский базар — Урда, а 22 января 1913 г. – линия по Шейхантаурской ул. до Старого города.
Строители ташкентского трамвая первоначально не очень были уверены в доходности предприятия и потому в основу постройки заложили минимальные средства.
Поэтому слишком легкие рельсы не соответствовали тяжести вагонов, слабо учитывались климатические условия Ташкента, вагоны имели маломощные моторы, а токопроводящие устройства были таковы, что в случае обрыва останавливалось движение на протяжении почти трех километров. Но в целом ташкентский трамвай эксплуатировался довольно успешно и, естественно, создавал существенные удобства в городской жизни столицы Туркестанского края.
К 1918 году, когда трамвайное хозяйство Ташкента было национализировано.
Характерные маленькие вагончики, будто сошедшие со старинных фотографий, можно было увидеть на улицах столицы даже в 50-е годы.
Ташкентский трамвай по протяженности линий занимает 3 место среди городов СНГ после Санкт-Петербурга и Москвы.