Поволжские центры автопрома Павлово и Заволжье попали в федеральный список наиболее проблемных моногородов, которые в большей степени пострадали от экономического кризиса. Так, в прошлом году уровень безработицы в Заволжье составлял 7,22% при среднеобластном показателе 1,89%. Снижение финансовых показателей на градообразующем предприятии Заволжья — моторном заводе — началось осенью 2008 года вслед за общим сокращением автомобильного производства. Кроме того, в начале 2009 года Горьковский автозавод из-за ценовых разногласий с ЗМЗ начал комплектовать легкие грузовики «Газель» агрегатами входящего в группу ГАЗ Ульяновского моторного завода. До конфликта на долю Горьковского автозавода приходилось более 50% общего объема поставок ЗМЗ. В результате ЗМЗ в первом полугодии 2009 года снизил выручку на 68%, чистая прибыль предприятия сократилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 86,6%. Предприятие справлялось с кризисом своими силами, без господдержки. Диверсификация производства позволила ЗМЗ снизить зависимость от ГАЗа и начать наращивать выручку. Уже во втором квартале завод получил чистую прибыль, увеличив производство автомобильных компонентов. Компонентное производство выглядит более устойчивым и в сравнении с прошлогодними показателями: если выручка от производства двигателей ЗМЗ во втором квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года упала на 80%, то реализация автокомпонентов сократилась лишь на 6%.
Областные власти стараются создать преференции для главного городского налогоплательщика. Как пояснил губернатор Валерий Шанцев, для организации в Заволжье производства двигателей мощностью 250–300 тыс. моторов в год, необходимо упростить и удешевить процесс растаможки импортных комплектующих.
Примером для нижегородских чиновников служит свободная экономическая зона в Елабуге, резиденты которой имеют таможенные, налоговые и другие преференции и льготы. Аналогичный режим для ЗМЗ, считает губернатор, повысит шансы предприятия попасть в пул поставщиков Fiat Ducato. «Соллерс» в этом случае получит вторую площадку с особым статусом к имеющейся в Елабуге.
ЗМЗ в любом случае будет развивать площадку по выпуску двигателей для Fiat Ducato и автокомпонентов, говорит гендиректор предприятия Константин Рухани. До конца июня «Соллерс» должен принять окончательное решение по запуску на ЗМЗ этого проекта с инвестициями около 420 млн евро.
Добиться положительного решения по ЗМЗ нижегородским властям будет, видимо, непросто. Федеральное правительство пока не спешит с созданием новых свободных экономических зон, отмечают аналитики. С одной стороны, требуется поддерживать необходимый уровень наполнения бюджета для финансирования растущих социальных программ. С другой, в Минэкномразвития РФ считают невысокой эффективность резидентов свободных зон. С третьей стороны, проблема повышения экономической активности моногородов не снята с повестки дня. Поэтому в федеральном правительстве сейчас вырабатывается формат поддержки проблемных территорий и их системного развития. Не последнюю роль в принятии решения будет играть цена вопроса.
Заволжье и в прежние годы переживало немалые сложности, когда падали объемы производства на ЗМЗ. Преодоление моноэкономической зависимости является одной из главных задач местной власти, кризис лишь обострил эту проблему. Город, по словам главы местного самоуправления Андрея Лапшина, дал «зеленый свет» инвесторам, в том числе иностранным, которые выбирали площадки для создания своих производств. Сегодня в Заволжье работает шесть предприятий с иностранным капиталом. Проблема города в том, что здесь практически закончились производственные площадки с готовой инфраструктурой. Сейчас местная администрация старается найти новые ресурсы за счет вовлечения в инвестиционный процесс неиспользуемые площади местных предприятий.