Присоединиться к тройке России, Казахстана и Белоруссии в ближайшие несколько лет готовится Киргизия, ведутся сложные переговоры с Украиной, которые могут закончиться ничем. Также к объединению присматривается Вьетнам. Велика ли будет выгода от расширения организации? Вырастет ли на ее месте если не новый ЕС, то хотя бы единое экономическое пространство (которое когда-то легло в основу объединения Европы)? Организация существует уже три года, и можно подвести промежуточный итог.
Журнал Economist попытался ответить на вопрос, почему выдыхается Таможенный союз?
Взаимный экспорт «тройственного союза» увеличивался на 30–35% в первые два года, однако в первых трех кварталах 2012-го рос втрое медленнее, если сравнивать с показателями того же периода 2011 года (см. таблицу ниже). А экспорт из Казахстана в страны-партнеры вовсе упал почти на 10% против роста на четверть годом ранее.
Та же история с импортом. Белоруссия и Казахстан увеличили в первые девять месяцев текущего года импорт из России на 18,2% и 6,9% соответственно. Однако импорт из двух стран в Россию, напротив, провалился на 36%. Общий товарооборот России с двумя «братскими республиками» снизился на 5%.
Почему Таможенный союз буксует? Economist Intelligence Unit выдвигает две непротиворечивые версии.
1. Несовершенство институтов. Таможенные тарифы не до конца унифицированы на всей территории ТС. Страны могут вводить тарифные льготы с согласия друг друга, а Россия продолжает взимать пошлины на вывоз товаров со своей территории, в частности нефти. Только товары, произведенные на территории одной из стран тройки, могут свободно пересекать госграницы: грузинское вино, ввезенное в Белоруссию, в Россию импортировать запрещено. Также Россия вводила полный запрет на вывоз со своей территории зерна в 2010 году.
2. Структура экономик тройки стран далека от европейской. Россия и Казахстан живут прежде всего за счет экспорта полезных ископаемых, Белоруссия – за счет экспорта промпродукции (машины, продукты питания), объем которого в сравнении с российским нефтяным потоком невелик. В то время как ЕС создавался на основе индустриальных стран с похожей структурой экономик. Благодаря этому в единой Европе стала возможна микроспециализация государств-партнеров и построение работающих промышленных цепочек поставок на территории нескольких стран, а не секторная специализация по широким секторам экономики (вроде «ты, Россия, добывай сырье, а ты, Белоруссия, будешь заниматься промышленностью»). Промышленные соглашения между странами вроде бы есть, но они не связаны с технологически развитыми отраслями и мало способствуют более глубокому разделению труда между участниками.
Если первая из указанных причин – сугубо техническая (сказывается то ли реальная сложность процесса интеграции, то ли недостаток политической воли), вторая – фундаментальная и вызывает в памяти порядком поднадоевшие за последнее время призывы к диверсификации сырьевой экономики. Как бы то ни было, Таможенный союз в его нынешнем виде никак не помогает решить эту проблему.