Современные стандарты дорожного строительства требуют от исполнителей внедрения процессного подхода. Который, в свою очередь, предполагает обязательное наличие обратной связи. При укладке дорожных покрытий, обеспечивающих перевозку грузов с заданной интенсивностью, в этом месте возникают серьезные проблемы.
Дело в том, что для установления прочности цементобетона требуется выждать определенный срок. Например, фактическую морозостойкость материала можно узнать только через несколько месяцев. По асфальтобетону результаты испытаний будут получены через сутки (если не позже) после того, как эта смесь приготовлена и отпущена клиенту. В реальности данного срока вполне достаточно, чтобы заказчик успел уложить ее в дорожное покрытие. То есть, инженеры получат на руки цифры, свидетельствующие, может быть, о низком качестве асфальтового бетона, по которому в момент прочтения этих данных уже будет осуществляться перевозка грузов и пассажиров. Оценка качества явно запаздывает.
Частичным решением проблемы перевозки грузов мог бы стать метод суперускоренных испытаний цементобетона. Он был изобретен за границей в середине прошлого века. Суть его в том, что бетонная смесь прокаливается на сковородке, после чего определяются ее составляющие. Как показал практический опыт, внедрение подобного контроля в цехе или на площадке приготовления смеси является достаточно эффективным средством (если делается независимой организацией, один-два раза в день, без каких-либо предупреждений). Процедура оказывает психологическое действие на исполнителей, в результате чего улучшается однородность материала и повышается степень соблюдения требований технологического процесса. Таким образом, можно было бы существенно улучшить качество материалов, из которых делаются дорожные покрытия. И обеспечить более быструю и комфортабельную перевозку грузов.
Против внедрения эффективного контроля никто не возражает. По крайней мере, на словах все согласны с тем, что без независимой и скрупулезной проверки качества выполнения процесса на всех участках дело не сдвинется с мертвой точки. И дороги по-прежнему будут оставаться одной из двух российских бед, а перевозка грузов – сопровождаться многочисленными проблемами. Все упирается, как обычно, в человеческий фактор. Тем, кто готовит цементобетонную смесь, и тем, кто ее укладывает, строгий надзор без надобности. А идеальным контролирующим органом, как известно, может быть только конечный потребитель. В смысле, не государство и не шоферы, ведущие свои грузовики по новой автомагистрали. А частный собственник, который будет брать деньги за проезд по уложенному полотну. Вот он бы, пожалуй, организовал проверку как следует…