В совещании приняли участие заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Алексей Кубрин, вице-президент ОАО "РЖД" Сергей Епифанцев, начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун, представители регионов Приволжского федерального округа.
Основной темой обсуждения стала организация транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом в ПФО. На совещании говорили о реализации инвестиционных проектов и развитии частно-государственного партнерства.
Объем перевезенных пассажиров на пригородном железнодорожном транспорте в регионах ПФО ежегодно составляет свыше 85 млн человек. Участники совещания подчеркнули, что без деятельного участия органов власти, без формирования государственного заказа на транспортное обслуживание населения невозможно обеспечить устойчивое развитие пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Алексей Кубрин отметил, что в конце 2008 года эта тема уже поднималась на окружном совещании с участием полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Григория Рапоты. Тогда были приняты соответствующие решения. На 2009 год железными дорогами с регионами округа были заключены договоры по организации транспортного обслуживания населения на пригородном сообщении.
По словам вице-президента ОАО "РЖД" Сергея Епифанцева, сегодня определены механизмы, позволяющие субсидировать часть средств, которые недополучают дороги. «К настоящему моменту подписаны договоры с 51 субъектом федерации, 18 договоров будет подписано в 1 квартале текущего года», - подчеркнул Сергей Епифанцев.
Заместитель полномочного представителя Президента России в ПФО Алексей Кубрин считает необходимым принять решения о выводе к 2011 году на безубыточный уровень пригородных пассажирских перевозок. «Необходимо решить вопрос возмещения выпадающих доходов в результате государственного регулирования тарифов и формирования условий для обеспечения выхода пригородного пассажирского комплекса на безубыточный уровень», - подчеркнул Алексей Кубрин.
Как сообщил на совещании начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун, в 2009 году размер выпадающих доходов вследствие установления тарифа в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня на полигоне ГЖД удалось сократить до 672,4 млн руб. с 1 млрд. 026,3 млн руб. в 2008 году. Благодаря проведенной совместно с субъектами Российской Федерации работе по компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов и полученных из региональных бюджетов средств в объёме 244,6 млн руб., процент возмещения составил 36% от размера выпадающих доходов, при этом некомпенсированная сумма выпадающих доходов от пригородных перевозок составила 415 млн руб.
Анатолий Лесун отметил, что существенным фактором, изменившим прогнозные данные по выпадающим доходам в 2010 году, является изменения на федеральном уровне, касающиеся порядка оформления проезда льготников федерального регистра, переход на оформление им только разовых билетов. В связи с этим прогнозируется снижение доходов от перевозки данной категории граждан на 60%, соответственно, доходные поступления Горьковской железной дороги в текущем году снизятся на 552 млн руб. и, тем самым, на эту величину возрастет отрицательный финансовый результат работы пригородного комплекса, т.е. выпадающие доходы от установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня. Задача по обеспечению компенсациями со стороны субъектов Российской Федерации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов в пригородном железнодорожном сообщении резко усложняется.
Для снижения убыточности пригородных пассажирских перевозок Горьковская железная дорога планирует осуществить ряд мер по увеличению доходности пригородного комплекса и экономии эксплуатационных расходов. Наиболее существенными из них являются борьба с «безбилетниками» и оптимизация производственных издержек, а также ряд мер технологического и организационного характера. Для сокращения издержек планируется снижение расходов электроэнергии и топлива на собственные нужды за счет снижения потребления, повторное использование материалов и запасных частей на ремонте подвижного состава и платформенного хозяйства. Кроме того, ГЖД будет вынуждена оптимизировать график движения поездов в регионах, не обеспечивающих в должной мере компенсации выпадающих доходов от регулирования тарифа или отказывающихся от данной государственной функции.
Как было отмечено на совещании, в настоящее время необходимо решать вопросы предоставления льготного проезда в пригородных поездах студентам и школьникам. В 2005-2009 годах льготы им предоставлялись за счёт средств ОАО «РЖД». Постановлением Правительства России от 31.12.2009 г. № 1208 предоставление льгот данной категории пассажиров с 1 января 2010 года отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. В связи с принятием данного постановления, с 1 марта текущего года предоставление льгот учащимся за счёт ОАО «РЖД» прекратится. Для предотвращения социальной напряжённости органам власти субъектов Российской Федерации в течение февраля нужно принять нормативные акты о льготном проезде студентов и школьников, внести соответствующие поправки в бюджеты и заключить договоры о предоставлении субсидий из бюджетов регионов на компенсацию потерь в доходах от перевозки учащихся в пригородном сообщении.
Участники совещания также обсудили реализацию инвестиционных проектов ОАО «РЖД» в Приволжском федеральном округе. В соответствии с инвестиционной программой «Российских железных дорог» объем капитальных вложений в регионах Приволжья в 2009 году составил более 15 млрд рублей. В 2010 году планируется вложить инвестиций около 13 млрд рублей.
На окружном совещании была поднята тема, связанная с развитием частно-государственного партнерства в сфере железнодорожного транспорта. Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе и железнодорожной, является одним из приоритетов разрабатываемой Концепции развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года во взаимосвязи со Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Алексей Кубрин подчеркнул, что «строительство железнодорожной магистрали «Соликамск – Гайны – Сыктывкар - Архангельск», соединяющей Приволжье и Урал с портами Белого и Баренцева морей (проект «Белкомур»), расширит транзитный потенциал округа в межрегиональном сообщении. В дальнейшем, с формированием Северного транспортного коридора как трансконтинентального грузового пути, будет обеспечен кратчайший путь в Северную Европу не только из Сибири, но и из Казахстана и Центральной Азии».
Для сопровождения приоритетных инвестиционных проектов и повышения эффективности их реализации под патронатом аппарата полномочного представителя Президента России в ПФО создана структура в форме некоммерческого партнерства «Ассоциация экспертного обеспечения (поддержки) инвестиционных проектов Приволжского федерального округа».
На встрече с журналистами, состоявшейся сразу после совещания, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Алексей Кубрин сказал: «Сегодня в Нижнем Новгороде мы сделали важный шаг на пути дальнейшего взаимодействия и сотрудничества с компанией ОАО «РЖД». В процессе диалога мы находим и слабые места, и точки роста. Есть понимание, что вопросы организации пригородного пассажирского сообщения – прерогатива субъектов федерации. Мы не перекладываем ответственность ни на кого, мы ищем пути оптимизации перевозок в интересах всех заинтересованных сторон, качественно, на безопасном уровне. Нынешнее обсуждение вызвано желанием развивать пассажирское сообщение в соответствии с новыми задачами».