От южнороссийских таможенников уже сейчас требуются инициативные конструктивные усилия, чтобы на качественном уровне обеспечить таможенное оформление и контроль товаров и транспортных средств на стадии строительства олимпийских объектов и соблюдение таможенных правил участниками и гостями Олимпиады в будущем. При этом важно учитывать мировую практику и требования МОК к организаторам олимпиад.
В связи с этим ФТС России приняла решение на российско-китайский семинар по обмену «олимпийским» таможенным опытом делегировать представителей ЮТУ. Семинар этот организовали наши коллеги из Главного таможенного управления КНР и Пекинской таможни. Делегация ЮТУ посетила несколько объектов, в том числе крупнейший терминал аэропорта Пекин, а также кинологический центр.
В таможенном оформлении (пропуске через границу) товаров для строительства пекинских олимпийских объектов принимали участие 17 из 41 таможни Китая. Они были включены в контактную информационную сеть с ежедневным обменом информацией о поставках «олимпийских» товаров, о возникающих проблемах и вопросах.
За полтора года до проведения Олимпиады было объявлено о создании специальной сети окон таможенного оформления «олимпийских» товаров. Для участников ВЭД была организована круглосуточная «горячая» линия. Полезная информация была размещена также на Интернет-портале ГТУ КНР.
Кроме того, был организован канал связи с другими органами власти для обмена информацией по поставкам «олимпийских» товаров и решения возможных проблем.
Наряду с этим ГТУ КНР был создан единый информационный банк со сведениями о таможенном оформлении всех товаров, в том числе «олимпийских», а также делегаций. Отдельный канал связи был налажен с Оргкомитетом Олимпиады. Вся предварительная информация о составе делегаций, дате их прибытия и убытия, маршрутах движения партий «олимпийских» товаров, их количестве и объемах в обязательном порядке поступала в Оргкомитет, а от него - в таможенные органы.
Примерно за год до начала Олимпийских игр в Китае был создан специальный Логистический центр, который руководил всеми процессами поставок «олимпийских» товаров и их таможенного оформления. Представители основных подразделений ГТУ постоянно находились в Оргкомитете для принятия участия в организационных мероприятиях, консультировании, рассмотрении проектов документов, оперативном разрешении возникающих вопросов.
Целевое использование товаров для строительства олимпийских объектов контролировалось Оргкомитетом. Его решениями определялось и отнесение товаров к категории «олимпийских». Соответствующий документ Оргкомитета прикладывался к декларации.
При ввозе «олимпийских» товаров активно использовалась Конвенция «О временном ввозе». Для товаров отдельных категорий, например, ввозимых официальными делегациями, создавались специальные «окна» для таможенного оформления. Список объектов интеллектуальной собственности с олимпийской символикой подготовил и направил в таможенные органы Правовой отдел Оргкомитета. Соответствующие разрешения на ввоз-вывоз товаров с олимпийской символикой также выдавал Оргкомитет.
Всего в соответствующий реестр с 2003 года было внесено свыше 160 объектов интеллектуальной собственности, имеющих отношение к олимпийской символике.
Количество товаров, ввозимых в качестве снаряжения, инвентаря, продуктов питания делегаций, определялось Оргкомитетом исходя из «разумных соображений». Ввоз таких товаров осуществлялся беспошлинно. Остатки продуктов питания либо ранее ввезенных товаров вывозились делегациями. Сотрудники Оргкомитета присутствовали в таможенных органах для контроля «разумности» количества ввозимых товаров и проверки на соответствие ранее выданным разрешениям.
Оргкомитет определил также 20 брокеров, которым было эксклюзивно разрешено осуществлять ввоз и таможенное оформление «олимпийских» товаров. В КНР таможенный брокер не только декларирует товары, но и непосредственно сам осуществляет весь комплекс экспортно-импортных операций. «Олимпийские» товары ввозились беспошлинно.
Соответствующее решение по этому поводу, а также указы о льготной политике в отношении «олимпийских» товаров принимались Госсоветом КНР.
Следует отметить, что правовыми актами ГТУ КНР было закреплено понятие «гости Олимпиады», которое включало в себя участников из состава делегаций, представителей МОК, административный персонал, спортсменов и тренеров. Для указанных лиц применялся упрощенный и ускоренный порядок таможенного оформления и контроля. Для всех остальных лиц (например, туристов) применялся общий порядок без каких-либо льгот и упрощений.
Основная проблема, с которой столкнулись таможенные органы КНР в период подготовки и проведения Олимпийских игр, - это обеспечение безопасности, борьба с терроризмом, контрабандой наркотиков, оружия. В указанный период значительно выросло количество выявляемых правонарушений. Но их доля была в целом пропорциональна росту объемов товарных потоков. Существенная часть нарушений касалась нарушения прав владельцев олимпийской символики. Контрафактная продукция (в зависимости от категории товаров) конфисковалась, уничтожалась, с нее удалялись объекты интеллектуальной собственности, безопасные контрафактные товары реализовывались через аукцион. ГТУ КНР использовалась в своей работе информация из единой сети правоохранительных органов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках информационного обмена ГТУ получало упреждающую информацию об «опасных» товарах и признаках контрабанды в отношении партий «олимпийских» товаров. Таможенный контроль «олимпийских» товаров организовывался на основе СУР. Профили риска определялись на основе сведений из инвойсов и манифестов, которые компании-получатели «олимпийских» товаров заранее представляли в таможенные органы. На основе анализа полученной предварительной информации таможенные органы определяли объекты контроля (товары или лица) и как его основную меру - досмотр. В среднем под таможенный досмотр подпадало около 10 процентов от общего количества ввозимых партий товаров.
Таможенное оформление «олимпийских» товаров осуществлялось только уполномоченными таможенными органами, к которым были отнесены 19 мест таможенного оформления (постов) Пекинской таможни. Товары, перевозимые для строительства олимпийских объектов, с пунктов пропуска в обязательном порядке направлялись для последующего оформления только в Пекинскую таможню. На пунктах пропуска использовались ИДК (осматривалось с их использованием примерно 40 процентов от общего потока транспортных средств). Для ускорения оформления «олимпийских» товаров в Пекинской таможне создавались специальные «окна» исключительно для принятия деклараций с указанными товарами. Для проверки деклараций на «олимпийские» товары были выделены дополнительные сотрудники. Среднее время проверки декларации и выпуска товаров составляло 1-1,5 часа.
В пик ввоза «олимпийских» товаров таможенные органы (Пекинская таможня) арендовали на срок от 3 до 6 месяцев дополнительные помещения и территории для таможенных складов и СВХ. За 3-4 месяца до Олимпиады в Пекинскую таможню (штатная численность - 1 700 сотрудников) было дополнительно прикомандировано около 200 наиболее квалифицированных сотрудников других таможенных органов КНР. Для сотрудников Пекинской таможни и прикомандированных сотрудников проводились специальные занятия по изучению новых законов и иных правовых актов, а также новых информационно-технических средств. Кроме этого, таможенники прослушали курсы по безопасности, по борьбе с терроризмом, курсы поддержки Олимпиады. Согласно действующему законодательству КНР администрации аэропортов, морских портов и транспортных организаций обязаны сообщать в таможенные органы о нарушениях таможенных правил. В аэропорту Пекина, например, на период проведения Олимпиады создавались специальные каналы (в том числе отдельный корпус Терминала 3) для приема чартерных рейсов с туристами и гостями Олимпиады. Дополнительно администрация аэропорта выделяла своих сотрудников для оказания содействия таможенным органам (досмотр, информационно-техническое обеспечение). Хотел бы поделиться впечатлениями от посещения таможенного поста в аэропорту Пекина и Пекинского кинологического центра. Терминал 3 аэропорта был построен непосредственно перед Олимпийскими играми. Его пропускная способность составляет 80 миллионов пассажиров в год. Для контроля багажа применяется достаточно сложная многоуровневая система контроля.
Для таможенных целей используются четыре «зеленых» и два «красных» канала, десять систем радиационного контроля (аналог СРК «Янтарь»). Переносные дозиметры позволяют определять уровень фона источников излучений и химический элемент-источник. Для анализа изображений багажа на рентгентелевизионных комплексах задействованы четыре смены должностных лиц по 24 человека. Каждое рабочее место оператора-аналитика оборудовано пятью мониторами, на которых показан багаж (его рентген-изображение) в различных спектрах, его видеоизображение и местонахождение (терминал, транспортерная лента), установочные данные с багажной бирки и билета пассажира. Программное обеспечение оператора-аналитика позволяет автоматически выделять подозрительные объекты и рассматривать изображение в любой плоскости под любым углом в различных спектрах и цветографических схемах. Отдел видеоконтроля багажа и пассажиров оборудован четырьмя рабочими местами. Используется около 30 мониторов. Информация поступает от 346 камер, расположенных по всей территории Терминала 3 и стоянкам воздушных судов. Все они имеют обзор в 360 градусов в любой плоскости, семикратный 20от. Камеры находятся исключительно в распоряжении таможенных органов, пограничными органами КНР и службами безопасности аэропорта не используются.
Пекинский кинологический центр общей площадью семь гектаров был открыт в январе 2008 года, находится он рядом с аэропортом. Штатная численность 67 человек. Имеется административное здание, собственный питомник, площадки для выгула и тренировок собак, помещение с вольерами, автопарковка, гаражи.
Собаки разводятся в питомнике самостоятельно. Часть из них скрещивается с собаками из кинологической службы таможенных органов Австралии. Всего в таможенных целях используется около 120 собак (пород Лабрадор, овчарка, колли, терьер, лайка), в основном ориентированных на выявление наркотических средств. В смену работает 12 собак. В отдельных случаях собаки кинологического центра привлекаются для нетаможенных целей, например, для решения задач Министерства общественной безопасности.
Владимир ПОДОПРИГОРА, заместитель начальника службы организации таможенного контроля ЮТУ