1 сентября вступят в силу поправки к Закону «Об отходах производства и потребления», на основании которых в России появится новый налог - утилизационный сбор, который придется платить в бюджет РФ при ввозе автотранспорта в Россию. Также оговаривается, что эти средства должны стать компенсацией за расходы утилизации автомобиля при его выходе из строя. Для отечественного производителя дается возможность обойтись письменной гарантией об утилизации производимого автомобиля впоследствии. Это позволит российским компаниям не нести дополнительных издержек на протяжении длительного срока.
Примечательно, что автомобили, ввозимые с территорий государств - членов Таможенного союза и имеющие статус товаров Таможенного союза, облагаться данным сбором также не будут.
Чего не скажешь об украинских экспортерах автотранспорта. Их продукт прибавит в цене на размер утилизационного сбора, что не сможет не отразиться на конкурентоспособности.
Предварительно эксперты говорят про следующие базовые ставки: за новую легковую машину в районе 20-45 тысяч рублей, за грузовую - от 150 до 400 тысяч рублей.
Коэффициент для утилизации легковых автомобилей с количеством посадочных мест не более десяти при массе не более трех тонн и объемом двигателя не более 1,3 литра - составит 0,5, то есть величина сбора составит 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра - коэффициент - 1, а свыше 3,5 литра - 3,5-3,6.
Сейчас производители Украины являются поставщиками в Россию как легковых автомобилей (марки Lanos, ЗАЗ Vida, Chery Bonus), так и автобусов, а также грузовых автомашин КрАЗ.
Николай Азаров уже озвучил проблему экспорта автомобилей перед главой правительства России Дмитрием Медведевым. «Наши с вами отношения никогда не строились на таких принципах. Поэтому не вынуждайте нас вводить санкции в ответ, - это ни к чему хорошему не приведет», - процитировала пресс-служба заявление Азарова.
Аналитики также отмечают, что утилизационный сбор скажется и на азиатских и западных экспортерах автомобилей в Россию, в частности, японских, южнокорейских, германских и т.д. Но потери не станут столь значительными, т.к. производители этих стран обладают большими ресурсами и более конкурентоспособны. Также преобладающая часть автомашин принадлежит к высокому ценовому сегменту, и дополнительные 10-20 тысяч рублей не особенно скажутся на их цене. Тогда как украинское автомобилестроение испытывает дефицит оборотных средств, и скорее всего дополнительный сбор приведет к вынужденному сокращению экспорта.
Очевидно, что правительство России использует утилизационный сбор как способ защиты отечественного автопроизводителя, т.к. вступление России в ВТО приведет к снижению ввозных пошлин на импортные автомобили. Но пока вопрос о спасении отечественных автопроизводителей за счет потребителей остается открытым.
Стоит отметить, что такое решение отрицательно скажется на отношениях России с Украиной. Из заявления украинского премьер-менистра можно сделать вывод о появлении санкций в отношении российских товаров. Так, спасая свой автопром, Россия может нанести урон по ряду других направлений.